(опубликовано: 30 ноябрь 2015, 13:33)
(продолжение)
В чемпионате СССР по футболу в группе «А» в 1939 году участвовали 14 команд. «Спартак», ЦДКА, «Локомотив», «Металлург», «Динамо» и «Торпедо» представляли Москву. От Ленинграда были выставлены «Динамо», «Сталинец» и «Электрик». Остальные пять коллективов представляли разные города. Три динамовских клуба из Тбилиси, Киева и Одессы, «Стахановец» из Сталино (будущий донецкий «Шахтер») и сталинградский «Трактор». На выезд команды отправлялись тогда исключительно поездами, и понятно, что футболисты из обеих столиц получали определенное преимущество – существенно меньше приходилось путешествовать по стране, что определенно сказывалось на качестве учебно-тренировочной работы.
На мой взгляд, именно в этом кроется одна из основных причин неудачного финиша «Трактора». Вот посмотрите на такую цепочку: 24 сентября сталинградцы уступают дома киевскому «Динамо» 2:3. 29 сентября поражение в Москве от ЦДКА 0:2. 6 октября, правда, в Сталино «Трактор» обыгрывает «Стахановец» 3:2, но уже 12 октября дома не может справиться с ленинградским «Сталинцем» - 0:1. 18 октября ничья при удаленном Пономареве в Тбилиси с «Динамо» - 1:1. 30 октября – переигровка в Ленинграде аннулированного ранее матча со «Сталинцем». 0:3. 4 ноября в Москве ждет «Спартак» - 1:3. Семь матчей за неполные шесть недель. Сколько времени между этими играми проведено в поездах? Самолетами футболисты не летают! Впрочем, даже в таких условиях тем же тбилисским динамовцам удалось финишировать вторыми, так что, может, и не только в этом дело?
Вот тут и появляется вторая возможная причина. Чуть выше мы сказали про аннулированный матч. Вообще-то у «Трактора» в том чемпионате их было два. Ранее сыгранные в рамках первенства встречи со «Сталинцем» в гостях (1:7) и «Стахановцем» дома (2:4) были объявлены товарищескими и переиграны в другие сроки. Причина была несколько необычной.
Сразу после победы на «Тракторе» над московским «Спартаком» (сталинградцы вышли на чистое первое место в первенстве) команда внезапно лишилась своих лидеров нападения, Пономарева и Проворнова. 21-летнему Александру и 24-летнему Василию, мягко говоря, намекнули, что близок призыв в армию, и предложили заранее перейти в столичные «Динамо» и ЦДКА соответственно. Отметим, что чем-то из ряда вон выходящим такие «трансферы», в общем-то, не были. К примеру, именно подобным образом в ЦДКА из московского «Металлурга» попали бомбардиры Федотов и Капелькин, хотя руководство завода «Серп и Молот», который и представляла в чемпионате страны команда, могли бы, наверное, организовать для своих футболистов «бронь» от призыва в армию.
Ведь профессиональных спортсменов в СССР тогда не было. В том же «Тракторе» Пономарев числился фрезеровщиком механико-сборочного цеха СТЗ, Проворнов – слесарем инструментального цеха, еще один нападающий Терентьев – токарем, полузащитник Покровский и вратарь Усов относились уже к категории «рабочей интеллигенции»: мастер ковкого чугуна сталелитейного цеха и технолог инструментального цеха соответственно.
Но мы немного отвлеклись.
Как только в Сталинграде узнали, что после триумфально выигранного у «Спартака» матча двух ведущих игроков любимой команды увезли в Москву, город буквально чуть не встал на дыбы. Юрий Николаевич Ходотов вспоминал в 1976 году в интервью еженедельнику «Футбол»:
«На следующий день город был взволнован известием, что команду покинули Пономарев и Проворнов. Нет, не спартаковцы их прихватили с собой, как думали некоторые. Увез игроков в Москву один из специальных наблюдателей матча (как видите, и тогда они были) по наущению «меценатов». Заранее определили и команды, за которые должны были выступать эти двое...
Вскоре выяснилось, что увез их специально приехавший на матч «московский наблюдатель» из «Динамо» Виктор Дубинин, объяснивший им обоим, что все равно вскоре им призываться, и лучше без нудных процедур теперь же спокойно распрощаться с «Трактором» и уехать вместе с ним в столицу».
Руководитель области Алексей Чуянов от имени городской партийной организации и ряда общественных организаций Сталинграда обратился в Политбюро ЦК ВКП(б).
Со «Спартаком» сталинградцы сыграли 1 июля, уже 18 июля «Красный спорт» публикует следующую заметку:
«Способная команда сталинградского общества «Трактор» два последних матча играла без ведущих игроков нападения А. Пономарева и В. Проворнова, по независящим от них причинам перешедших в другие команды. Деморализованный коллектив «Трактора» проиграл оба матча «Стахановцу» и «Сталинцу».
Всесоюзный комитет физкультуры признал оба матча товарищескими и решил переиграть их. Александр Пономарев и Василий Проворнов снова будут играть в «Тракторе».
А 28 июля «сталинградское дело» слушалось на заседании Политбюро. Этот протокол (РГАСПИ, фонд 17, опись 3, дело 1012) интересен двумя обстоятельствами. Во-первых, в повестке дня было всего три вопроса. «О ходе подготовки наступления советских войск против японских милитаристов в районе реки Халхин-Гол». «О переманивании игроков из футбольной команды спортивного общества «Трактор». «О составе военной делегации СССР для переговоров с военными делегатами Англии и Франции». Что называется, почувствуйте уровень! И, во-вторых, были поименно названы не только Дубинин, но и другие околоспортивные функционеры, в столь причудливом стиле занимавшиеся «селекционной работой». Вот текст этого исторического постановления:
«Протокол № 5 решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 28 июля 1939 г.
Вопрос: О переманивании игроков из футбольной команды спортивного общества «Трактор».
ЦК констатирует, что работники НКО и НКВД т. Тарасов - инспектор физической подготовки и спорта РККА, т. Юдин - начальник административно-мобилизационного управления РККА, т. Дубинин - старший инспектор по футболу ЦСО «Динамо», т. Леонов (Отдел пограничных войск НКВД) и др. в угоду узкоспортивным интересам футбольных команд ЦДКА и «Динамо», недопустимо использовали свое служебное положение, призвав в армию для использования в качестве футболистов лучших игроков футбольной команды спортивного общества «Трактор» Сталинградского тракторного завода т.т. Пономарева и Проворнова. В результате этого команда «Трактор», вышедшая в соревновании футбольных команд на первые места и оставившая позади команды ЦДКА и «Динамо», была полностью дезорганизована в самый ответственный момент соревнования.
Такой факт использования аппарата в интересах спортивной конкуренции является тем более недопустимым, что т.т. Пономарев и Проворное пользовались отсрочкой от призыва в ряды РККА.
ЦК констатирует, что отдельные факты переманивания лучших игроков футбольных команд всякими неблаговидными методами имели место и раньше. Все это свидетельствует о проникновении в руководство спортивных организаций нравов и методов, ничего общего не имеющих с задачами развития советского спорта.
ЦК постановляет:
1. Осудить действия т.т. Тарасова, Дубинина, Юдина, Леонова и других работников физкультурных организаций.
2. Предложить т. Юдину отменить приказ о призыве в РККА т.т. Пономарева и Проворнова.
3. Провести переигровку матчей команды «Трактор» с командами «Стахановец» и «Сталинец».
4. Поручить т. Снегову навести порядок в физкультурных организациях с тем, чтобы положить конец нетерпимым в советских спортивных организациях нравам».
Эх, не было тогда ни УЕФА, ни ФИФА. Представляю, какой бы поднялся шум из-за прямого вмешательства политического руководства страны в футбольные дела!
В любом случае, этот скандал также наверняка сказался на итоговых результатах «Трактора» в этом чемпионате.
Пока же, в отсутствие Пономарева и Проворнова местная пресса пыталась искать причины слабого выступления сталинградцев. Вот что писала заводская газета «Даешь трактор!»:
«Дело, конечно, не в том, что Шурика (Александра Пономарева, - Авт.) не было, команда выигрывала и без него. Дело в том, что выбыли из команды оба центрфорварда, и Проценко стоял в центре впервые. Нападение оказалось несыгранным, играло беспомощно. Тренер Ходотов не обеспечил даже минимальной слаженности нападения...
Команда должна тщательно взвесить и продумать первый опыт игры с центрфорвардом Проценко и выработать определенную систему слаженности нападения».
А вот строки из отчета «Сталинградской правды»:
«Чувствовалось, что команда вышла на матч не сыгранная в этом составе, это является, по сути, главной причиной непростительного проигрыша».
Что ж, все как всегда. Выигрывает команда. Проигрывает тренер. Даже при том, что у него с мясом вырвали из состава двух лучших нападающих… И это еще про первый матч все написано, про домашнее поражение от «Стахановца» 2:4. Еще до катастрофы в Ленинграде со «Сталинцем» - 1:7. Впрочем, как мы уже сказали выше, результаты обеих встреч были аннулированы, а сами матчи переиграны.
Понятно, что советский спорт и в те, и в последующие годы был заметно политизирован. К примеру, на матч «Трактора» с московским «Спартаком» орган Всесоюзного Центрального совета профсоюзов (ВЦСПС) «Труд» направил своего корреспондента А. Попова. И вот что, в частности, писал в своем отчете о матче корреспондент центральной газеты:
«Прежде чем стать первоклассной командой, тракторозаводцы долго работали над собой: упорно тренировались, овладевали спортивной техникой, росли политически и культурно. Одно время в коллектив проползли люди, пытавшиеся насаждать здесь зазнайство, богемщину. При помощи партийных и профсоюзных организаций завода команда была очищена от всего наносного, чуждого...
Футболисты крепко связаны с заводом, систематически повышают свой политический и культурный уровень. Почти все они изучают историю партии. Члены команды посещают лекции и доклады во время поездок в разные города на матчи, команда посещает театры, кино, концерты, музеи.
Весной вратарь А. Усов как хороший производственник был принят кандидатом в члены ВКП(б). Хавбек Н. Покровский и тренер Ю. Ходотов вступили в комсомол. Бек К. Блинков и правый хавбек С. Колесников готовятся вступить в члены партии».
Много ли здесь собственно про футбол?
Тем не менее, несмотря на все передряги, в чемпионате 1939 года «Трактор» достиг уникальной высоты, заняв в итоге четвертое место. Это рекордное достижение нашего клуба в союзных первенствах. Выше спустя полвека с гаком сумел подняться «Ротор», только вот турнир назывался уже совсем по-другому.
Об обстоятельствах, что называется, сопутствовавших мы вам рассказали. Теперь можно перейти и к детальному повествованию о подготовке и участии сталинградцев во втором для себя чемпионате СССР по футболу в группе сильнейших.
Известно, что задача, поставленная перед командой перед началом сезона, выглядела достаточно обтекаемо: занять место не ниже десятого. Что, во-первых, гарантировало «Трактор» от выбывания в группу «Б» - при 14 участниках понижение в классе получали два худших коллектива. И, во-вторых, свидетельствовало бы об определенном спортивном прогрессе – годом ранее, напомним, тракторозаводцы финишировали двенадцатыми.
Большую тревогу вызывало состояние поля стадиона «Трактор». Еще 18 апреля 1938 года (то есть, еще перед первым участием команды в чемпионате СССР в группе сильнейших) в заводской газете СТЗ появилась заметка В. Крячкова:
«Существующий стадион спортобщества «Трактор» не сможет удовлетворить огромный интерес трудящихся города Сталинграда к столь интересным предстоящим играм в этом летнем сезоне.
Совет общества «Трактор» уже развернул работы по расширению стадиона и приведению его в надлежащий вид. Но эти работы пока ведутся очень медленно.
Надо надеяться, что дирекция СТЗ окажет нужную помощь для окончания ремонта в срок и расширения стадиона».
Надо сказать, что этот материал был услышан в Москве. Решением Центрального совета спортивного общества «Трактор» на обустройство сталинградского ведомственного стадиона выделено 120 тысяч рублей, еще 75 тысяч рублей добавляет ВЦСПС. Тем не менее, поле так и остается «черным» (ирония «Красного спорта»).
Год уже 1939-й. Газета «Даешь трактор!», апрель:
«...Нашей команде нужно обязательно войти в первый десяток. Для этого необходима хорошая тренировка команды и база для тренировки - культурный стадион. Что сделал совет спортобщества «Трактор» по созданию футболистам необходимых условий для работы?
Тренировку и выезд на юг нашей команды организовали с большим опозданием. Но хуже всего то, что вовсе не подготовлен стадион Еще в прошлом году и всю зиму в совете спортобщества велись разговоры об озеленении футбольного поля. Не секрет, что не раз команды других городов собирались отказаться играть на нашем «черном» поле. Совет спортобщества писал обширные резолюции, но за истекшие полгода так ничего и не сделал.
До сих пор нет семян для озеленения стадиона. Не произведена планировка поля, не приготовлено в достаточном количестве удобрений, не закончены ремонт и дооборудование старой трибуны, бытовых помещений и ограждения стадиона. О новой трибуне, о расширении трибун и говорить, как видно, не приходится.
Центральный совет спортобщества «Трактор» отпустил 120 тысяч рублей на дооборудование стадиона, а как они используются? Совет спортобщества во главе с т. Сбочаковым почти бездействует. Его спячка приведет к тому, что десятки тысяч зрителей лишатся возможности увидеть на СТЗ лучших мастеров футбола из-за отсутствия зеленого поля.
Любители футбола сами провели нивелировку и разбивку поля, но планировка его до сих пор не начата. В совете спортобщества ссылаются на отсутствие леса, рабочей силы, некому, мол, делать земляные работы и т.д., и т.п. Очевидно, аппаратчики совета ожидают, что кто-то за них все сделает. Ведь это же факт, что 50 тысяч рублей, ассигнованных на оборудование стадиона в прошлом году, так и не были использованы.
Надо прямо сказать, что много лодырей приютилось в платном аппарате спортобщества. Что, например, делает директор стадиона Абрамов со штатом 10 - 12 человек?
Мы требуем, чтобы завком профсоюза и райсовет вмешались в эти дела спортобщества. Тракторный завод должен иметь во что бы то ни стало культурный стадион».
Этот текст подписан сразу шесть авторами – Папыкиным, Григорьевым, Селивановым, Платовым, Макаровой, Серенко. К сожалению, кем были эти активные общественники, мы не знаем…
Комитет физкультуры из Москвы грозит, что первый назначенный на 6 мая календарный матч будет перенесен из Сталинграда в Харьков. Впрочем, реакция на местном уровне просто стремительна, и уже 10 апреля «Даешь трактор!» рапортует:
«Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта еще в марте был определен порядок первых матчей на розыгрыш первенства СССР по футболу в первой группе. Сталинградской команде «Трактор» первый матч предстоит играть с командой ЦДКА. Матч состоится 6 мая.
Где он будет проводиться? По этому поводу ЦС спортобщества «Трактор» заявил Всесоюзному комитету, что на СТЗ не подготовлен стадион и поэтому матч надо проводить в Харькове. Такое было принято решение Всесоюзным комитетом.
Но совет спортобщества «Трактор» СТЗ за последние дни ускорил подготовку к озеленению стадиона. Сегодня на футбольном поле уже проводится посев. В связи с этим наш совет спортобщества возбудил перед Всесоюзным комитетом ходатайство о том, чтобы матч проводился 6 мая на СТЗ.
От Всесоюзного комитета получен положительный ответ. Матч 6 мая состоится не в Харькове, а на нашем стадионе».
И все равно стадион оказался в итоге не готов. И первые четыре домашних матча «Трактор» в сезоне-1939 отыграл на «Металлурге».
В новый чемпионат сталинградцы вступали с несколько измененным составом.
(продолжение следует)
Похожие публикации:
просмотров: 4 112
комментариев: 1
Последние комментарии