(опубликовано: 14 июнь 2017, 22:46)
Любой тренер, который только-только принял команду, не будет говорить о кадровых решениях, пока потенциальные новички не поставили свои подписи под контрактами. Это и понятно. Где-то можно навредить игроку, а где-то – клубу. Поэтому мы не стали настаивать на таких вопросах, а поговорили о прошлом и будущем главной футбольной команды Волгоградской области.
От «Ротора» до «Ротора-Волгоград»
– Валерий, спустя столько лет, вспоминая карьеру игрока, от каких моментов до сих пор мурашки по коже бегают?
– Таких, наверное, несколько основных: первый сезон в высшей лиге в «Роторе», серебро 1993 года, первые игры в Кубке УЕФА с «Нантом» и «Манчестером», победа 4:3 над «Спартаком» в 96-м и «золотой матч» с ним же на следующий год. Даже сейчас, спустя годы, без эмоций об этом не могу думать.
– А есть эпизоды, за которые до сих пор на душе кошки скребут?
– Их три: финал Кубка России в 95-м, концовка сезона 96-го, когда не смогли выиграть золото, и тот же «золотой матч» против «Спартака» в 97-м. Впрочем, можно еще добавить ответный матч в Кубке УЕФА с «Бордо». Все это мы могли выиграть, но в итоге – проиграли.
– После сезона 2004 года, когда «Ротор» вылетел из Высшей лиги, из всех ушедших игроков вы самым последним покидали команду…
– Я до последнего не верил, что мы вылетели. Думал, что либо лигу расширят, о чем тогда ходило много разговоров, либо еще что-то придумают, но точно будем играть в Первой лиге, не во Второй. Кстати, тогда почти вся команда была готова остаться, если бы мы играли в Первой лиге с задачей вернуться в Высшую. Но повернулось так, как повернулось. Я действительно уходил последним – забрал свой трансфер 31 декабря.
Звонок от Громова
– А почему выбор пал на «Сатурн»? Были другие предложения?
– Звали «Ростов», «Крылья Советов» и «Томь». Но душа больше лежала к «Томи», которую возглавил Борис Стукалов. Туда же из «Ротора» перешли Могилевский, Парейко, Скрыльников, Борзенков. 3 января поехал в Москву на переговоры, но встреча с гендиректором не состоялась – он улетел в Таиланд. Когда возвращался домой – позвонил губернатор Подмосковья Борис Громов. Он был очень убедителен в своих доводах, и я прямо по телефону дал согласие. Через сутки на Старой площади меня уже представили как нового игрока «Сатурна».
– Но затем вы также резко оставили раменский клуб и ушли на тренерскую работу.
– Да, так получилось. В конце сезона 2007 года я получил травму и долго ее залечивал. По осени мне позвонили из Курска с предложением возглавить «Авангард». Контракт в Раменском заканчивался, и я дал согласие. А едва закончился сезон, как Громов предложил мне возглавить дубль «Сатурна», на условиях намного выше, чем в Курске. Но я дал слово Курску раньше, поэтому и уехал.
Убить в себе игрока
– Каким был первый месяц работы тренером, после карьеры игрока?
– Это сущее безумие! Голова кругом. Первая работа в «Авангарде» дала мне очень много. Прямо скажу, несмотря на хорошие результаты команды, я делал очень много ошибок. Но команда играла с таким желанием, с такой самоотдачей, что мои ошибки были не видны. Я до сих пор всем этим ребятам благодарен.
– Говорят, что тренер должен «убить в себе игрока». Сколько лет потребовалось для этого?
– Не смогу ответить, поскольку до сих пор не понимаю – убил я в себе игрока или нет. Потихоньку игрок внутри все равно уходит, но до конца ли?
– Отставка из Курска, учитывая признание в ошибках, была справедлива?
– Думаю, нет. Там начали считать наши очки, но не подумали, что мы сыграли в гостях на три игры больше, чем дома. Мы набрали 19 очков. После моей отставки – 8.
– Не домашнее ли поражение от «Ротора» стало решающим?
– Думаю, с этого и началось. Конечно, все знали, что «Ротор» для меня много значит, но проигрывать я не собирался. Наоборот – очень хотел выиграть. И ведь игра была хороша с обеих сторон. Мы проиграли – 1:3. Для «Ротора» это была первая победа в гостях. После матча мне стали намекать, что игра была нечестная и, грубо говоря, я взошел на эшафот. Уверен, если бы дали доработать, мы сохранили бы место в лиге.
Второй раз в «Ротор»
– Сезон 2010 года вы заканчивали в «Роторе». Неоднозначный сезон. Поговаривают, что команда была разделена на группировки, одна из которых боролась до конца, другая – «сливала» игры и тренера.
– Это неправда!
– Почему тогда не получилось решить задачу?
– Там много всего было. В решающем выезде на Дальний Восток мы сыграли с Хабаровском – 1:1 и, если бы победили во Владивостоке, могли и остаться. Но проиграли.
– После этого сезона в «Роторе» прошла «зачистка». Уволили даже массажиста и видеооператора…
– Руководство клуба так решило. А почему – это уже вопрос к тогдашнему менеджменту.
Трудности севера
– Затем был мурманский «Север». Климатические трудности не давили?
– Конечно, сложно, когда в мае снег лежит, но там мне было вполне комфортно. Хороший город, хорошие люди, хорошие отношения. Много друзей там осталось. К сожалению, из-за финансового кризиса я посчитал для себя невозможным работать с ребятами, которых сам приглашал, а они 5 месяцев не получают зарплату. Ушел сам.
– С «Тамбовом» опять прошли путь от второго дивизиона до ФНЛ, и снова пришлось уйти. Почему?
– Я работал там с большим удовольствием. И нет ни капли сожаления, ни капли обиды, что пришлось уйти. Может, и есть чуть-чуть горести, но она совсем не ядовитая. У Георгия Ярцева как гендиректора тоже была ответственность перед губернатором за результат. После хорошего старта последовал некий провал, который был скорее неизбежен, поскольку команду формировали в очень сжатые сроки. И, скорее, это было правильное решение сменить тренера – команда встрепенулась. В итоге она – пятая!
Сначала результат
– Стратегия, тактика… Как тренер вы определились со своей стезей?
– Наверное, всем и всегда хочется играть красиво, чтобы публика стонала от удовольствия. Но объективные факторы становятся во главу угла. На первых порах нужен положительный результат, чтобы игроки поверили в себя, обрели уверенность. На этой уверенности в своих силах можно выстраивать какие-то схемы, только тогда может получиться эстетика футбола. И, конечно, очень многое решает уровень квалификации футболистов, то, как они приживутся друг к другу в бытовом, человеческом планах, как сыграются на поле.
– Любому тренеру, приходя в другую команду, приходиться резать по живому, что не любят болельщики. Вы научились это делать?
– Научился, но удовольствия от этого совсем не испытываю. Резать всегда приходится. А что делать? Особенно тогда, когда команда переходит на уровень значительно выше. Как ни крути, но это банальная производственная необходимость.
– Говорят, будет еще «Ротор-Волгоград-2». Это правда?
– Все к этому идет. И это тоже необходимость. И здесь у всех, кто причастен к руководству, единое мнение. Во втором дивизионе, в дубле, будет играть исключительно волгоградская перспективная молодежь, которая станет ближайшим резервом главной команды.
Справка «ВП»
Валерий Есипов
Родился 4 октября 1971 года в Щиграх Курской области..
Как игрок выступал за «Авангард» (Курск) – 1988-91, «Факел» (Воронеж) – 1991-92, «Динамо» (Киев) – 1992, «Ротор» (Волгоград) – 1992-2004, «Сатурн» (Раменское) – 2005-07. За сборную России сыграл 5 матчей.
Тренировал: «Авангард» (Курск) – 2008-10, «Ротор» (Волгоград) – 2010 (второй тренер), «Север» (Мурманск) – 2012-13, «Тамбов» – 2015-16.
Достижения игрока: серебряный призер чемпионатов России (1993, 1997) и бронзовый призер (1996); финалист Кубка Интертото (1996), финалист Кубка России (1995); 7 раз попадал в число «33 лучших» чемпионата России, рекордсмен России по количеству матчей в Премьер-лиге за одну команду (349). Все достижения за «Ротор».
Достижения тренера: победа в зоне «Центр» второго дивизиона с курским «Авангардом» (2009) и «Тамбовом» (2015/16), обладатель «Кубка Астории» (2012) с мурманским «Севером».
Сергей Хохлов
"Волгоградская правда"
Похожие публикации:
просмотров: 5 755
комментариев: 5
Последние комментарии