(опубликовано: 21 май 2020, 19:46)
Объясняем на примере «Химок», почему в России так мало частных клубов.
Зимой «Химки» дали понять, что собираются оптимизировать проект с типичной формулировкой для регулярно обнуляющихся клубов ФНЛ: «Будем воспитывать молодых [впишите сюда название области, где базируется клуб]». Особенно сильно это ударило по амбициям Андрея Талалаева — за год он с нуля собрал молодую команду, которая играла в атаку и давала результат. За 27 туров «Химки» забили 51 гол — заметно больше «Ротора» (41 гол), «Чертаново» (37) и «Торпедо» (39). В шоке от «смены курса на подготовку молодых» были и молодые игроки «Химок», в команде много ребят, которые никогда не выступали в премьер-лиге, но очень хотели.
— Зимой мне сказали, что стратегия изменилась и будет сделана ставка на молодых игроков. Всех футболистов [лидеров команды], по которым в клуб поступит предложение, отпустят — дали понять в клубе. Меня это не устроило, — сказал Matchtv.ru Талалаев.
Грустно, но все уже привыкли. Ничего нового в этой истории не было. Большинство команд в ФНЛ существует при специфических задачах, которые зачастую до конца не понимают сами.
Но вдруг начали происходить действительно странные вещи.
Клубы стали звонить «Химкам», чтобы забрать игроков, за некоторых даже предлагали деньги (редкость для ФНЛ). Однако клуб, вопреки собственной установке, отпускать игроков отказывался, серьезно завышая ценник. В итоге за зиму команда сохранила состав (за символические суммы ушли только 2 футболиста), зарплатная ведомость почти не сократилась. Это совсем не соответствовало стратегии, из-за которой Талалаев покинул клуб.
— Возможно, — предполагает главный эксперт по ФНЛ в России Сергей Ильев, — планировали доиграть сезон, на это деньги были, а после побольше срубить за футболистов. Летом проще вести переговоры, а просто так отпускать игроков зимой они не захотели.
И здесь пора погружаться в финансовую жизнь клуба. Его финансируют два государственных спонсора-учредителя — Московская область и городской округ Химки. Бюджет ФК — примерно 300 миллионов рублей. Большую часть выплачивает городской округ, меньшую — область. Примерная пропорция: 70 на 30 или 65 на 35.
Зимой областное министерство спорта дало понять, что прежних траншей из бюджета ждать не стоит. Анонс сокращения произошел после того, как руководство клуба, понимая, что «Химки» на пути в РПЛ, решили узнать: насколько регион готов поднять финансирование, и запросили увеличение бюджета. По нашей информации, в несколько раз. В ответ область сократила финансирование почти полностью.
Клуб не собирался выходить в РПЛ, но вдруг началась эпидемия, и РФС зафиксировал результаты ФНЛ по текущей таблице. В общем, клуб загорелся участвовать. Одно дело отказываться от задачи повышения, когда нужно пройти половину сезона и опередить более финансово устойчивые и мотивированные «Торпедо» с «Чертаново». И совсем другое, когда путевка свалилась благодаря череде случайностей.
В общем, «Химки» активизировались и начали разговор со спонсорами совсем в ином статусе — участника РПЛ, которому не хватает лишь финансирования. Интересно, что переговоры ведут не только руководители, но и главный тренер — Сергей Юран.
Один фронт — переговоры со спонсорами, другой — жесткая экономия. «Химки» стали единственным клубом ФНЛ, где зарплаты на время пандемии урезали на 40-50 процентов. Кроме того, есть долги. Футболисты не вышли массово в медиа лишь потому, что мечтают сыграть в РПЛ. Ради этого они готовы идти на сокращения, продолжая надеяться на руководство, пообещавшее, что команда будет в элите.
Но оснований для выполнения обещания пока нет. Реально финансировать «Химки» готов только городской округ. Это порядка 180-200 миллионов рублей — возможно, меньше с учетом общероссийского тренда, по которому регионы снижают финансирования спорта, используя пандемию как повод. Впрочем, член наблюдательного совета Александр Волнушкин сказал Matchtv.ru, что выделенные деньги «уже потрачены».
Уточнение: даже после сокращения зарплат бюджет страдает, ведь игроки зимой проданы не были, а денег стало меньше примерно на треть. По оценкам Волнушкина денег на период с августа по декабрь у «Химок» нет. Того, что осталось сейчас, не хватит даже для заявки в ФНЛ.
В ФНЛ бюджет был около 300 миллионов. Шансов пройти лицензирование на участие в РПЛ с такими финансовыми гарантиями (точнее, с их почти полным отсутствием) нет. Для понимания: бюджет «Тамбова» — самой бедной команды лиги — 450 миллионов. Это скромнейший минимум. Даже если учесть, что «Химкам» не нужно снимать стадион и можно немного сэкономить на логистике (прописка рядом с Москвой), все равно — нет.
Нужно учитывать и то, что орган, отвечающий за лицензирование клубов, — структура РФС. Очевидно, что федерации хотелось бы, чтобы в РПЛ были финансово устойчивые клубы, поэтому «Химки» не будут иметь никаких послаблений при лицензировании. Чтобы получить разрешение, им надо предоставить действительно серьезные финансовые гарантии. Исполком уже принял решение, что, в случае если «Химки» не пройдут лицензирование, то в элите останется 15-я команда РПЛ. Если вдруг проблемы с финансами будут и у нее, то 16-я. Так что «Торпедо» и «Чертаново» рассчитывать не на что. Сейчас эти места занимают «Крылья» и «Ахмат», чьи бюджеты превышают 1,5 млрд рублей. У 14-го «Рубина» также больше 1,5 млрд, у 13-го «Оренбурга» — чуть меньше 1 млрд.
Вся надежда «Химок» на крупного частного спонсора. Время еще есть, лицензирование клубов перенесли с 25 мая на июнь. Самый вдохновляющий из вариантов — владелец Fix Price и основатель «Пятерочки» Сергей Ломакин. Бизнесмен — КМС по футболу, владелец клубов «Рига» (Латвия), «Пафос» (Кипр) и «Родина» (Химки).
Сергей Юран отметил, что переговоров с Ломакиным не ведет, «есть другие варианты», источник в клубе подтвердил, что другие варианты действительно есть.
— В ближайшее время состоится заседание наблюдательного совета футбольного клуба, на котором будет рассмотрен вопрос бюджета клуба на следующий сезон, — сказали в пресс-службе «Химок».
Но здесь опять же нужно понимать контекст. Почему найти спонсора очень трудно? Ответ будет чуть сложнее привычного: бизнесмены не хотят инвестировать в футбол.
Когда приходит спонсор и дает большие деньги, которые станут покрывать большинство расходов клуба, то он хочет получить над ним контроль. То есть выкупить клуб. Но государственные учредители, как правило, не готовы на это идти.
Почему? Разве бюджет не должен быть счастлив, что с него снимают финансирование клуба, а ФК получает шанс на реально стабильное развитие, — вполне резонный вопрос.
И тут ответ удручающе прост: переход клуба в частную собственность означает ликвидацию кормушки. Финансовые потоки из бюджета прекращаются. Реальность такова, что руководители скорее отрежут клуб от потенциальных крупных частных спонсоров и оставят в низших лигах, но усидят на бюджетном финансировании, чем отдадут в частное владение. Да, денежных поступлений станет меньше, возможно, даже придется обанкротиться через пару лет, зато клуб будет подконтролен тем, кому нужно.
Иными словами, сейчас «Химкам» надо найти спонсора, который даст несколько сотен миллионов просто так, в качестве пожертвования, без претензии на контроль над клубом. Сами понимаете, насколько это тяжело.
Ну, и самое неприятное для болельщиков «Химок»: зимой клуб мог стать частным и обрести крупного владельца, но областное министерство спорта переговоры прекратило. Слово одному из членов наблюдательного совета Александру Волнушкину, нашедшему тех самых спонсоров. По ходу нашего разговора он заявил, что выйдет из наблюдательного совета. Ему больше нет смысла там находиться.
— Я проработал вопрос о привлечении двух потенциальных инвесторов, которые были готовы вкладываться в клуб. Не знаю, как и почему были принято решение отказать им, я всего лишь член наблюдательного совета. Но точно знаю, что люди были готовы финансировать клуб из Химок в премьер-лиге. Моя задача была найти этих спонсоров — я нашел. Дальше начался переговорный процесс с областью и обсуждение юридических тонкостей.
— Инвесторы хотели забрать клуб полностью себе?
— Конечно, а как иначе? Было бы странно финансировать в муниципальный клуб [и не иметь над ним контроля]. Чтобы пройти лицензирование, клубу нужны финансовые гарантии. Инвесторы были готовы их брать на себя и делать клуб частным.
— Если учредитель против частного владения клубом, то, получается, сейчас «Химкам» за пару недель необходимо договориться с инвестором, который выделит несколько сотен миллионов в качестве пожертвования без претензии на власть?
— Вы сами в это верите? Я этим вопросом не занимаюсь. Вчера принял решение для себя, что не буду находиться в этом наблюдательном совете. Что там наблюдать? Мне в свое время поручили выполнить задачу, я выполнил. Нашел двух реальных претендентов, чтобы финансировать клуб. Не одного, а двух. Чтобы можно было выбрать. Никому, видимо, это не нужно. Я не могу понять и прокомментировать это решение.
— В пресс-службе сказали, что скоро заседание наблюдательного совета. Какая на нем будет повестка?
— Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности. Но я не понимаю, как он может быть утвержден, если нет никаких финансовых гарантий. Для меня это, честно говоря, неясно, поэтому я больше не хочу в этом процессе участвовать.
— Вероятность участия «Химок» в РПЛ оцените как низкую?
— Как минимальную, крайне минимальную. Времени для прохождения лицензирования и предоставления финансовых гарантий остается немного. Надо в районе 400 миллионов, чтобы хотя бы в нижней части таблицы за что-то бороться. А денег нет. Мне прекрасно известно, что по сегодняшней ситуации клуб за 5 месяцев израсходовал средства, которые были зарезервированы на год. Я не знаю, что будет дальше. Предполагаю, что ПФЛ — это лучший вариант.
Увы.
Источник: МАТЧ ТВ
Похожие публикации:
просмотров: 3 553
комментариев: 7
Последние комментарии