(опубликовано: 18 ноябрь 2022, 15:04)
Фрагмент интервью с новым президентом ФНЛ Наилем Измайловым.
«Мосты с УЕФА не сжигаем. Но готовим клубы Крыма к лицензированию».
– Ещё одна тема, о которой не можем не спросить – крымские клубы. Какая сейчас с ними ситуация: готовы их включить в профессиональные российские соревнования?
– В конце августа к нам поступило письмо из Крымского футбольного союза с просьбой рассмотреть их участие в Первой и Второй лигах. После нашего общения с обратившимися была создана экспертно-аналитическая группа, мы провели несколько совещаний.
Сейчас идёт процедура получения документов от Крымского футбольного союза по самой федерации, по клубам, статусу игроков, категориям тренеров, инфраструктуре, юридически-правовой форме, финансированию и так далее. Это всё необходимо для прохождения процедуры лицензирования, которая начнется в феврале 2023 года.
Сколько клубов пройдут, не могу сказать. Процедура, на мой взгляд, жёсткая, но критерии установлены и понятны. Если из крымских клубов её кто-то пройдёт, то дальше уже будем думать, куда и как их интегрировать. Понятно, что логичным будет начать со Второй лиги, да и бюджеты у этих клубов соответствуют бюджетам именно этого турнира.
– Вы же понимаете, чем это может грозить? Если ФИФА и УЕФА реагируют на это включение максимально сурово, Россию исключают из обеих организаций. И тогда мы теряем возможность проводить вообще какие-либо международные матчи и, по сути, перестаём быть в системе футбола. Контракты иностранцев признаются нелегитимными. Это стоит того?
– Сейчас сборная России отлучена от квалификации Евро-2024, из стыков ЧМ-2022 нас тоже исключили. После Катара начнётся отбор к чемпионату мира 2026 года. У нас есть уверенность, что сборная будет в нём участвовать?
– Нет. Но почему мы должны сжигать мосты?
– Мы их и не сжигаем. Мы сейчас в тесном общении с крымскими клубами и готовим их к процедуре лицензирования.
– ФИФА и УЕФА как-то отреагировали?
– Свою реакцию они дали, мы и РФС с ними общаемся. Диалог есть, а к чему он приведёт, будем смотреть.
«Среди частных лиц много желающих инвестировать в футбол»
– Другая важная проблема неэлитных дивизионов – договорные матчи. Возможно, об этом говорят больше, чем есть на самом деле, но болельщики регулярно обращают внимание на, как им кажется, странные результаты.
– С одной стороны, есть органы, которые контролируют работу судей, или существует, например, Департамент защиты игры. С другой — мы все видим моменты и решения, которые не поддаются логике: наверное, в этом нужно разбираться, чтобы понять, как эта штука работает. Чтобы навести порядок.
Сейчас судьи находятся в компетенции РФС. Он обучает и назначает арбитров на матчи, оценивает их деятельность.
– А если мы говорим не о судьях, а о футболистах? Бывает, они на ровном месте пропускают мяч или не вступают в борьбу с соперником в очевидной ситуации – и это выглядит комично.
– Департамент защиты игры в РФС как раз занимается такими случаями и категорически обращает на это внимание.
– Вспоминая кейсы прошлых футбольных властей, неприятные истории с договорными или похожими на них матчами старались замять и сделать потише, не предавать огласке. Вы как будете решать подобные вопросы?
– Я их уже решаю. Был прецедент в матче «Краснодара-2», мне звонил Сергей Николаевич Галицкий, указывал на конкретные моменты, которые мы потом обсуждали с коллегами в рамках рабочих встреч. Это обычная оперативная работа.
– Она может быть публичной?
– После принятия определённых решений и определения виноватых – да.
– Пока ситуация такая, что, кроме истории с «Чайкой», руководство лиги ничего не выносило в публичное пространство. Вряд ли это такие редкие явления, что проблемы случаются раз в сезон – по крайней мере, мы узнаем о них с такой регулярностью.
– Будем работать.
– Мы понимаем, что бюджеты регионов на 2023 год в новой реальности, возможно, будут скорректированы. На спорт могут выделить меньше обычного – ради других статей расходов. Бюджетные клубы станут беднее, работа на прежнем уровне вызовет трудности. Могут ли быть пересмотрены критерии лицензирования в Первой и Второй лигах?
– Я бы не стал так однозначно говорить, что начнётся сокращение бюджетов и футбол будет первым, на чём сэкономят. Даже в данный момент я вижу много желающих инвестировать в футбол и развивать его – среди частных лиц. Думаю, вряд ли будут какие-то снижения требований к инфраструктуре и регламентам. Не исключаю, что останутся временные поблажки – то есть мы дадим возможность исправить ошибки.
– Вы сказали о частных инвесторах, готовых прийти в футбол. То есть в следующем году количество частных клубов в Первой и Второй лигах увеличится?
– Будет зависеть от того, кто выйдет из Второй лиги в Первую.
«Частных клубов в России мало, потому что это невыгодно»
– Вы всё ещё состоите в Комитете УЕФА по строительству и управлению стадионами?
– Нет, я вышел из него пару лет назад. Закончился срок этого комитета, и я ушёл. Помогает ли европейский опыт сейчас? Любой помогает. Пытаюсь передать накопленные знания коллегам из клубов Первой и Второй лиг. Это должно быть полезно.
– В России три категории стадионов: построенные к ЧМ-2018, частные, как у «Спартака», ЦСКА или «Краснодара», а также региональные. Состояние последних всегда вызывает вопросы: где-то трибуна обвалилась, где-то её просто не достроили, где-то поле больше напоминает картофельное, а где-то нет вменяемых раздевалок, туалетов или сидений. Как привести их к одному уровню?
– Проблем много, они разные. Одним решением изменить всё точно не получится. Многие региональные стадионы принадлежат комитетам спорта, какие-то находятся в аренде у клубов, часть из них – принадлежат им.
Почти всё зависит от желания клуба или отвечающего за объект менеджера – насколько они хотят и могут провести необходимые работы.
– На практике грустная картина: стадион в запущенном состоянии, а у клуба денег на ремонт нет.
– По-разному бывает. На некоторых стадионах подтрибунка используется под проведение спортивных секций и образовательных программ, как на стадионе «Авангард» в Домодедове, где играют «Велес» и «Пересвет». Где-то качественно ухаживают за полем, например, на стадионе «Калининград». Есть стадионы не новые, но ухоженные и приятные, на них есть всё необходимое.
– Россия считается холодной страной, во многих городах снег лежит девять месяцев в году. Насколько реален вариант постройки 5-10 тысячных крытых стадионов в городах вроде Иркутска, Новосибирска, Красноярска? В Коритибе построили похожую арену – но на 42 тысячи – и не из-за холода, а из-за жары. ВВП Бразилии, если что, схож с российским
.– Любой профессиональный футбол начинается с любительского. Он неразрывно связан с появлением детских секций и соответствующих команд. Просто прийти в регион и построить там стадиончик – можно, конечно, но по нашей статистике больше всего болельщиков собирают клубы, которые исторически были в этих регионах.
Проще развивать футбол там, где была и есть любовь к футболу. Волгоград собирает больше 10 тысяч болельщиков на каждом матче!
– А стадион при этом на 40 тысяч.
– Но матчи-то Второй лиги. Играли бы они со «Спартаком», «Зенитом» и ЦСКА – было бы и 40.
– Богатых людей в России много, а частных клубов – мало. Почему?
– Потому что это невыгодно. Потому что модель управления вокруг выстроена таким образом, что все живут за счёт потребления выделенного бюджета. Как я уже говорил ранее, менеджмент во многих клубах не заточен под зарабатывание денег.
На мой взгляд, это должно быть одной из основных задач.
– В Европе есть практика, когда болельщики выбирают президента клуба. Такое регулярно происходит в «Реале» и «Барселоне». Насколько эта практика подходит России? И возможна ли она в принципе?
– Если она реальна в Испании, почему это невозможно у нас? Вопрос больше в бизнес-процессах, которые существуют в клубе, и насколько выбираемая для болельщиков должность влияет на эти процессы.
– У Галицкого есть «Краснодар-2», он требует вложений, но в перспективе даёт игроков для первой команды. У «Спартака» была вторая команда, но её закрыли – это про потерю интереса или про то самое сокращение расходов?
– «Двойку» всегда хотелось закрыть, потому что она не давала ожидаемого эффекта. Не было роста молодых игроков. Во многом это было связано с отсутствием нормального тренировочного процесса из-за календаря чемпионата. Сейчас Первая лига перешла на недельный микроцикл, что должно дать свои плоды.
– Насколько реально сделать российский футбольный клуб безубыточным?
– В перспективе пяти лет мы реально можем выйти на появление клубов, которые будут рыночные и в достаточной мере операционно окупаемые.
Беседовали Григорий Телингатер, Константин Кринский и Андрей Панков.
"Чемпионат"
Похожие публикации:
просмотров: 2 342
комментариев: 2
Последние комментарии