— В процессе создания проекта мы разработали более 50 вариантов эскизов, на утверждение общественному совету при губернаторе было представлено четыре, из них выбрали самый интересный на наш взгляд, — рассказывает генеральный директор госкомпании-проектировщика Александр Васюков.
— Перед нами стояла задача вписать стадион в существующий культурно-исторический контекст Волгограда, чей облик был сформирован советской послевоенной архитектурой, — говорит главный архитектор проектного института «Арена», которому принадлежит разработка архитектурных решений, Дмитрий Буш. — Стадион должен вписаться в существующую застройку города: ансамбль проспекта Ленина, Набережной, Мамаева кургана, с территории которого он хорошо виден. Найти уникальный образ помог активный диалог с местным архитектурным сообществом. Волгоградские архитекторы обратили наше внимание на местную традицию сложного «плетения», и мы использовали эту идею. Кроме того, в глазах всей России Волгоград ассоциируется с победой, победа — это салют, и тему праздничного салюта мы тоже постарались раскрыть в образном решении стадиона.
Изначально проект был сделан в золотых и красных тонах, но, по словам Дмитрия Буша, при обсуждении дальнейшего использования наследия чемпионата ФК «Ротор» попросил использовать клубные цвета: синий и голубой. Архитекторы учли это пожелание.
Проектировщики предложили сделать у стадиона ажурный фасад — он притягивает внимание, позволяет сооружению быть визуальной доминантой, но не выглядеть громоздким и гармонично вписаться в облик города.
При этом разработаны уникальные архитектурные решения — кровля будет собрана из вантово-мембранных конструкций. Волгоградский стадион — это первый в России опыт проектирования вантовой крыши. Александр Васюков подчеркнул, что для Волгограда это особенно актуально, так как здесь находится один из крупнейших в стране канатных заводов, а вантовые конструкции как раз держатся на высокопрочных стальных канатах с анкерами.
— Мы уже изучили рынок канатов, это очень сложное изделие, и на 95 процентов уверены, что будем брать их в Волгограде, — сказал Александр Васюков.
Ось будущего стадиона относительно градостроительных линий повернута на несколько градусов. Это связано с жесткими требованиями ФИФА к ориентации арены относительно линии «Север — Юг». Но, по словам Дмитрия Буша, при круглой форме стадиона, которую предложили проектировщики, это не будет заметно, и стадион будет выглядеть равномерно и парадно со всех точек просмотра.
Если архитектурно-конструктивные решения при проектировании стадиона разработаны уникальные, то внутренняя «начинка» — унифицированная. Проектировщики обобщили мировой опыт по созданию спортивных сооружений и взяли из него лучшее в том, что касается, например, шага колонн, системы люков, расположения раздевалок, расстановки инженерных помещений. По словам Александра Васюкова, унифицированные решения позволят удешевить строительство, общая стоимость которого составит 14,5 миллиарда рублей.
При этом проект учитывает все требования ФИФА, в том числе в плане безопасности, соответствия «зеленым стандартам», комфорта. Например, трибуны спроектированы таким образом, что превышение головы зрителя над головой человека, сидящего рядом ниже, на разных ярусах составляет от 9 до 12 сантиметров, при необходимых минимальных шести. То есть арену хорошо будет видно всем.
«Больной вопрос» — размещение парковки. Только автобусных мест ФИФА требует 600 для вип-гостей и 2,5 тысячи для обычных болельщиков. Вся парковка разместится на площади в 20 гектаров, найти такой огромный земельный участок в центре Волгограда сложно. Сейчас правительство Волгоградской области ведет на этот счет переговоры.
Еще одна «болевая точка» — снос старого стадиона. Волгоград — единственный город в России, где будет проводится демонтаж подобного сооружения. Проект сноса по условиям госконтракта должен быть включен в общий проект нового стадиона, но к нему еще не приступали.
— У нас есть общее понимание, что и как делать, но самого проекта пока нет. Поэтому преждевременно говорить о его стоимости, — рассказывает Александр Васюков. — Стоимость демонтажа будет зависеть от того, каким образом его проводить. Если все «стереть в порошок», то дешевле. Если потом использовать разобранные конструкции для нового строительства — дороже. Но в плане перспективности второй вариант для города предпочтительнее. Мы провели семь — восемь встреч со специализированными организациями, но ни одна из них нас еще не удовлетворила.
Как сообщили проектировщики, в ближайшее время они передают проект нового стадиона на госэкспертизу и уже осенью надеются получить заключение экспертов.
— Строительные циклы очень жесткие. Демонтаж старого стадиона необходимо закончить к лету следующего года. В этом случае на строительство у нас остается 3,5 года. Для возведения такого объекта это очень мало, — резюмировал Васюков.
Последние комментарии