20 лет назад волгоградский «Ротор» одержал свою самую громкую победу12 и 25 сентября 1995 года волгоградский «Ротор» провел два матча с легендарным английским клубом «Манчестер Юнайтед». Обе игры закончились вничью – 0:0 и 2:2, но по сумме двух матчей за счет голов, забитых на чужом поле, «Ротор» прошел в следующий круг Кубка УЕФА. С тех пор эта победа остается самым громким триумфом футбольного Волгограда.
О событиях тех дней «ВП» рассказал автор одного из мячей в Манчестере легендарный игрок «Ротора» Владимир Нидергаус.
Не стать посмешищемДомашний матч играли при переполненных трибунах Центрального стадиона. До сих пор считаю, что та ничья 0:0 очень достойный результат против великого клуба. По опасным моментам «Манчестер» нас превзошел, и нам еще повезло, что матч завершился именно нулевой ничьей. Играли-то мы вполне прилично, но все равно не настолько, чтобы можно было говорить об упущенной победе.
После того матча еще долго делились впечатлениями, кто против кого играл лично, у кого что получилось. Ведь в качестве нашего оппонента выступала звездная команда, где практически каждый на слуху.
К ответному матчу в Манчестере готовились через игры в чемпионате страны, в котором дела у нас не совсем клеились. На призовые места уже даже не претендовали. На тот момент занимали седьмую строчку в турнирной таблице. Но настроение было боевое – после домашней игры с «МЮ» обыграли на своем поле «Черноморец» из Новороссийска – 5:1, а потом проиграли в Москве «Локомотиву» – 3:4, хотя явно не заслуживали поражения.
Конечно, было бы смешно утверждать, что, отправляясь на матч в Англию, мы рассчитывали на победу. Да, собственно, и о ничьей вслух не говорили. Не только мы, но наши преданные болельщики, объективно оценивая соотношение сил, предполагали, что наши шансы на выход в следующий раунд Кубка практически равны нулю. Поэтому, уезжая в Британию, мы ставили собой самую приземленную задачу – выступить достойно, не превратиться в посмешище и постараться доказать, что мы умеем играть в футбол.
Дебют на «Олд Траффорд»
Вечером, в день прилета в Манчестер, у нас была тренировка на «Олд Траффорд». Выходили на поле легендарного стадиона, хоть и находящегося в стадии реконструкции, с открытыми ртами. Таких газонов, как тут, до этого мы не видели. Словно не живая трава, а персидский ковер. Планировали обычную тренировку минут на 50, а на поле пробыли полтора часа. И в итоге были вынуждены покидать газон под крики нашего тренера Виктора Евгеньевича Прокопенко. Он нас буквально выгонял с тренировки, поскольку мы не могли нарадоваться ощущениям от этого поля, от этого стадиона.
В гостинице я жил вместе с Сашей Зерновым. Этот нападающий пришел к нам в середине сезона, когда период дозаявок в российском чемпионате уже завершился. Его заявили за «Ротор» только на игры Кубка УЕФА. Представляете, у парня дебют за клуб был в матче против «Манчестер Юнайтед». Кто мог вообще о таком мечтать! В Англии он должен был сыграть свой второй матч. И вот мы друг друга настраивали, ведь обоим, в плане наигранности, приходилось действовать «с листа». Поэтому мы оговаривали нюансы, которые могли нам помочь на поле.
Когда вышли на предматчевую разминку, нас ждала большая неприятность – наш капитан Владимир Геращенко дернул свою больную мышцу и играть уже не мог. Хорошо, что к этому моменту протокол матча еще не был заполнен, и наши тренеры успели внести вместо Володи совсем молодого Александра Беркетова. Он хоть и играл за молодежную сборную России, но опыта, конечно, было мало.
Что в танке главное?Перед выходом на матч никто из руководства не пичкал нас высокопарными словами, не угрожал штрафами и наказаниями за поражение.
И руководство клуба, и руководство области, которое приехало нас поддержать, понимали, что мы играем не с аутсайдером чемпионата России, а с грандом мирового футбола. Откровенно говоря, волновались, но при этом были уверены, что лицом в грязь не ударим. А буквально за минуту до выхода из раздевалки случилось то, что положительно сказалось на наших действиях на поле.
Совершенно неожиданно Виктор Евгеньевич прервал шумок в раздевалке и задал вопрос: «Ребята, кто из вас служил в танковых войсках?» Мы были буквально в шоке – через минуту выходить на игру против «Манчестера» на его поле, а он про армию. Естественно, в раздевалке повисла гробовая тишина. Тогда последовал очередной вопрос: «А вы не скажете, что самое главное в танке?» Немая сцена в исполнении команды продолжилась, но теперь уже мы стали думать, куда это Виктора Евгеньевича понесло. И Прокопенко закончил свою мысль: «Так вот, ребята, в танке главное – не обо…ться. Идите на поле и не обо…тесь».
Сказав это, тренер повернулся к двери раздевалки и открыл ее, а там по коридору уже идут игроки «Манчестера». Нас же накрыл просто дикий хохот до коликов в животе. В этом состоянии мы выходим из раздевалки и ловим растерянные взгляды игроков «Манчестера». Никогда не забуду взгляд Петера Шмейхеля. Мне кажется, в его взгляде явно прослеживалась мысль – русские откровенно больные. Думаю, что в этот момент мы нанесли им психологический удар. Да и себе помогли, потому что выходили на поле на таком расслабоне, что любой соперник «Манчестера» нам мог позавидовать.
Расшевелить осиное гнездоРев на стадионе был не хуже, чем у нас в Волгограде. Все имеющиеся кресла заняты. Зрителей не было только в тех местах, где шла реконструкция стадиона. Если мне не изменяет память, собралось тридцать три тысячи болельщиков. Наших – около двадцати.
По первым минутам игры получилось так, как мы и ожидали. С мощного навала хозяев. Но мы отбились, чуть отодвинули игру к центру поля. А потом и вовсе были по-хорошему удивлены, что англичане нас совсем не прессингуют. Мы-то готовились к тотальному прессингу по всему полю, чаще тренировали игру в касание, открывания, забегания, а тут почти полная свобода действий. Кроме того, у нас на установке к игре было сказано, что любую атаку или контратаку обязательно завершать ударом по воротам. По такой игре нам это удалось. Где-то на 15-й минуте мы и подловили англичан. Сместили атаку на левый фланг, там Саша Зернов вывалился на обострение, Шмейхель пошел его накрывать, а Саша, молодец, увидел, что я совершенно открыт, и покатил мяч вдоль ворот мне. Ворота были пустые. Я бил зряче, на точность, чтобы не промахнуться. И видел, что мяч катится в ворота. Уже было побежал праздновать гол, но как-то еще не верил в случившееся. Еще раз глянул на мяч – перекатывается через линию! Теперь-то точно гол. Рады были безумно.
Многие не поверят, но мы готовы были к тому, что сможем забить гол. И прекрасно понимали, что такое – расшевелить осиное гнездо. Эйфорию от забитого гола быстро спрятали в глубине своих душ и словно заново начали матч. Хотя, конечно, мысленно просчитали и то, что англичанам нужно уже забивать нам два мяча. Время, между тем, шло. «Манчестер» прибавил в движении, стал чуть агрессивнее, но играть нам все равно давали. А мы их снова подловили на контратаке, в которой Олег Веретенников метров с 20–25 своим пушечным ударом пробил в мертвую зону для Шмейхеля, и мяч от правой стойки влетел в ворота. 2:0 на «Олд Траффорд» против «Манчестера» – это что-то! Но главное было впереди…
Волгоградцы вспоминают, как «Ротор» играл с «Манчестером»
Андрей Тенев, программист:– На домашний матч попал еле-еле. Народу валом, английские болельщики менялись с нами значками и были вполне доброжелательны. При этом были уверены, что «Манчестер» победит и в Волгограде, и, тем более, дома. «Ротор» смотрелся молодцом! Не победили, но и мальчиками для битья не были. Да, у англичан было больше моментов, но ничья была справедлива. Ответный матч смотрели вместе дома у друга. Испытали чувство гордости.
Виктор Гавриков, журналист:– Первая игра, впрочем, как и ответная – в Манчестере – одно из самых сильных воспоминаний молодости. Стадион, как улей гудит, барабаны, волны, заряды. Атмосфера праздника и такая нервная дрожь по коленям, и во рту сохнет. Я уже деталей игры не помню, но вот эта атмосфера нашего волгоградского «стадио», мужики, словно дети, заламывающие руки во время опасных моментов на ворота «Ротора», гордость за ту команду – навсегда.
10.09.2015
Сергей Хохлов
Оригинал материала:
"Волгоградская правда"
Последние комментарии