(опубликовано: 7 декабрь 2017, 12:50)
- Дмитрий Николаевич, как вы себя чувствуете?
- Здоровье у меня крепкое. Не ожидал, что немножко приболею. Сделали операцию. Сейчас нормально себя чувствую. Хочется уже побежать, но пока врачи предостерегают: «Поберегите себя, ещё успеете!».
- Где прошли Ваши детские годы?
- Детство моё прошло в горах - наш маленький поселок Тырныауз находился между Эльбрусом и Нальчиком. Родителей пригласили туда работать. Мой отец сам играл в футбол на любительском уровне. Днём работали, вечером тренировались и играли. Мальчишки тоже самое, после уроков бежали играть в футбол.
- Как попали в Волгоград?
- Отделение физической культуры было при Кабардино-Балкарском университете, но я не обратил на это внимание. Как-то сидели с ребятами и разглядывали карту СССР. Не знаю почему, но захотелось поехать в Сталинград. Название города понравилось.
Один парень заканчивал Волгоградский институт физической культуры. По его рекомендации я и поехал поступать. Летом 1964 года поступил и переехал в Волгоград
- Вы подписали с «Ротором» свой первый профессиональный контракт в 23, а сейчас некоторые в сборной в 19 лет играют.
- Раньше на молодых не делали ставки. Тренеры старались привлекать в команду мастеров людей физически сформировавшихся. Сейчас молодежь «натаскивается», а этого делать нельзя. Тогда мы просто играли в футбол и получали удовольствие от игры. В моём детстве, если ты не мог двоих-троих соперников обвести, то ты не игрок. С этим азартом мы и играли. А сегодня парень не успевает толком научиться играть, а тренер ему уже начинает: «отдай туда!», «беги сюда!», «катись!». Какое может быть «катись», если ребенку 10-12 лет? Он в это время должен учиться с мячом обращаться: жонглировать, делать точные передачи, отрабатывать приём мяча, финты разучивать, но ни в коем случае не надо форсировать события. Иначе получается, что к шестнадцати годам паренёк уже на мяч не смотрит, потому что уже «наелся» этими рывками и подкатами. А в футбол практически и не поиграл.
За границей я видел обратное: там обучали футболу, а «физика» сама приходила. Получается, что наши в юношеском возрасте выигрывают у своих заграничных соперников, но к 18-20 годам «гаснут». А за границей к этому времени только расцветают классные игроки.
- Но тем не менее сегодня в России футболисты заявляют о себе в раннем возрасте.
- Дай Бог! Да и тренеры становятся умнее и начинают соображать, что и как делать. Кстати, тренерская доля весьма незавидна: не даешь результат — тебя уберут. Волей не волей приходится добиваться результата.
Возрос уровень самой игры?
- Футбол стал интенсивнее, мобильнее, более контактным. Раньше было время не только принять мяч, но ещё и оглядеться по сторонам. Сейчас этого сделать не дают. Хотя и раньше нас — защитников обучали игре на перехват. Считалось оплошностью дать принять мяч нападающему соперника, не говоря уже о том, чтобы за спину «запустить». У нас много хороших футболистов, но в российском футболе практически отсутствует игра в одно касание. Посмотрите зарубежные чемпионаты: там наоборот — игра в одно касание такая, что голова идет кругом. Помимо этого, они при атаках ускоряются, и в штрафную соперника врываются уже на полном ходу. Наши игроки перед штрафной начинают «раскатывать». Вот в этом мы пока уступаем.
- Как футбольному самоучке удалось пройти в «Трактор»?
- Не буду кривить душой, возможно, был маленький, но талант — это первое. Во-вторых, Бог скоростью не обидел. И, в-третьих, надо любить своё дело. Я знаю многих игроков, которых природа не наделила футбольными качествами, но за счёт старания, желания играть и усердия на тренировках добились успехов. Пусть они и не очень высоких результатов достигли в большом футболе, но до уровня второй лиги точно можно дойти за счёт своего труда, и в хорошем смысле слова, за счет фанатизма.
- Вы же нападающий. Не легко было сменить амплуа на крайнего защитника? Всегда же интереснее забивать голы.
- Когда мы играли во дворе между собой, то у нас такого вопроса не стояло: и нападающие возвращались на защиту своих ворот, и защитники подключались в атаку, чтобы забить. Безусловно, навыки в футболе важны. Защитник должен в первую очередь защищать свои ворота, а нападающий — забивать голы. Мне смена амплуа далась очень легко. Может быть детский опыт сгодился. Да и на Первенстве Кабардино-Балкарии приходилось действовать в защитной линии, особенно когда была задача «выключить» из игры нападающего. Тогда меня ставили в защиту со словами «отвечаешь за него».
- В сегодняшнем футболе персональная опека начинает уходить в прошлое…
- Согласен. Раньше, играя за «Трактор» постоянно получал персональные задания на игру от тренера. И сейчас, как бы трудно не было не оставлять зоны открытыми, персонально опекать надо. Если игрок в команде ведет всю игру, то почему бы с ним персонально не играть? Тот же Месси! Попробуй ему дай свободу! Что бы не говорили, а «персоналка» нужна.
-Вам приходилось играть против легенд отечественного футбола?
- Вспоминается ответная улыбка Эдуарда Стрельцова, когда я случайно вместо мяча ударил по его ноге. Спустя годы мы встретились на ветеранском турнире. Оказывается, он меня запомнил. Тепло поприветствовали друг друга и пообщались.
Вспомните Ваш единственный гол за Ротор.
- Играли мы в Махачкале. Местная команда очень хорошо смотрелась в том сезоне, шла на первом месте, а дома не то что не проигрывала, вообще не пропускала. Тогда они нас даже к своей штрафной не подпускали. Да и судья, как это часто бывало в южных республиках, судил только в одну сторону. А что делать, раз к воротам не подпускают? Решился на дальний удар. Принял мяч в центре поля, немного прошел и пробил. Вратарь хозяев видимо не ожидал и пропустил мяч.
- Известно, что вас не раз пытались переманить другие команды. Расскажите, какие предложения вы отвергли?
- Ростовский «СКА» звал к себе. Я ответил, что уже не молод и не стоит меня брать. В Нальчик приглашал главный тренер «Спартака». Подходили люди и заводили разговор о московском «Торпедо», но безо всякой конкретики. Видимо одним, вторым отказал и остальные решили, что не надо меня трогать.
- Что Вам дал футбол?
- Благодаря футболу я приобрел много знакомых и друзей. Я узнал, как велика наша страна. Побывал везде, начиная от Калининграда, заканчивая Владивостоком. Поражен богатством и разнообразием нашей страны. Во Франции мы полстраны проехали на электричке, в Германии за полдня пересекли всю страну.
Из Владивостока вылетали в 11:00, а в Москву прилетали в 9:00 того же дня, обогнали время. Вот и сравнивай!
- Вспомните интересные случаи из Вашей карьеры.
- Приехали играть в Батуми, и все сгорели на солнце. Во время игры нашему защитнику мяч попал в ногу, а судья пенальти поставил, разглядев игру рукой в штрафной площади. Он ему показывает, мол, «Товарищ судья, смотри, вот красный след на коже от мяча». А тот ему в ответ: «Ты весь красный!».
Вот ещё один случай. Подача, мяч летит, наш вратарь выходит из ворот с криком «Беру!», но мяч закрутился в ворота, а он выдает: «Ой, нет, не беру». Такие были моменты.
- В 33 года вы завершили профессиональную карьеру после травмы. Не жалеете, что ещё не поиграли пару-тройку сезонов, ведь физика у вас до сих пор отменная?
- Я знаю сам, что лет пять мог еще спокойно играть, но, так получилось, что открылась детская спортивная школа и меня пригласили туда работать. Ну и к тому же решил уйти со спокойной душой, пока болельщики любят, как говорится «на пике». А так мог бы ещё бегать и бегать. Если б мне подсказали тогда, что я успею ещё поработать на тренерском поприще и можно ещё поиграть, то поиграл бы не задумываясь. За границей ведь в 35 лет спокойно играют, а у нас в этом возрасте тебя уже считают ветераном.
- Вы судите уже 42 года! Почему выбрали эту стезю?
- Жалею, что не продолжил судейскую карьеру на более высоком уровне. Но директор нашей школы спросил: «Ты судить будешь или у нас работать?». Я тогда не знал, что можно спокойно совмещать судейство и тренерскую работу. Поэтому я отказался на профессиональном уровне судить, и работал только на чемпионате города и области. Можно было себя проявить на судейском поприще. Но не оказалось наставника, который мог бы подсказать.
- 11 сезонов в Волгограде и 320 сыгранных матчей. Поражающие цифры. Поведайте рецепт футбольной верности?
- Я не придавал этому значения. По прошествии лет только начал думать об этом. Первое — это любовь к своему делу, второе — труд и большая работоспособность. Без этих качеств человек себя проявить не сможет. Плюс к этому нужно соблюдать режим. Если не в ладах с режимом, то вместо 10-15 лет карьеры футболист сыграет 2-3 сезона и загубит свой талант. Примеров этому масса, к сожалению.
- В Советское время были футбольные самоучки, но сборная была чемпионом Европы. Сейчас изобилие ДЮСШ и центров подготовки, но успехи сборной команды России, по сравнению с Советской сборной скромнее.
В СССР в каждом регионе играли в свой футбол. Прибалтика отличалась игровой дисциплиной, строгостью и аккуратностью. От начала и до конца игры выполняли тренерскую установку. В Украине играли в тотальный футбол, борьба на любом участке поля. Кавказские команды, особенно из Тбилиси, Баку и Еревана отличались техникой. В Средней Азии сочетали технику и атлетизм. В Москве было пять команд: «ЦСКА», «Торпедо», «Спартак», «Локомотив» и «Динамо». И даже эти команды друг от друга отличались! «Спартак» играл в техничный футбол в короткий пас, с забеганиями, стеночками и прочими элементами. «Торпедо» играло в атлетичный и рациональный футбол.
Все команды Советского Союза отличались друг от друга и сборная СССР была действительно сборной. Практически каждый клуб делегировал игрока в главную команду страны, и тогда не смотрели ни на что, кроме футбольных качеств игрока. Тренер был хозяином. Дай Бог, чтобы Черчесов жестко гнул свою линию. Глядишь, и команда заиграет.
- Каковы Ваши ожидания от предстоящего Чемпионата мира? Какие перспективы у нашей сборной?
- Когда прошла жеребьевка, многие начали уже радоваться. Ребята, вы о чем? Это Чемпионат Мира! Сюда слабые команды не попадают. Чтобы хорошо выступить на Первенстве Мира надо на три головы выше себя прыгнуть. Так и есть на самом деле. Группа, считаю, у нашей команды нормальная. Можно и нужно из неё выходить, но для этого необходимо серьезно отнестись к этим матчам. Наша сборная уже проигрывала и Саудовской Аравии и Египту, поэтому делить шкуру не убитого медведя не стоит. Потенциал у сборной есть. Если наладят строгость и надежность в защитной линии, то просто обязаны выходить из группы. Россияне просто не поймут, если на домашнем Мундиале наша сборная не выйдет из группы.
На этом Чемпионате Мира все группы ровные. «Групп смерти» нет. Зрителям приятно будет смотреть футбол до самого окончания группового этапа. А наши болельщики поддерживают сборную везде, где бы она не играла. И на домашнем Чемпионате поддержка будет в стократ мощнее.
- Как вам удалось совместить в себе замечательного игрока, чуткого тренера и образцового арбитра?
- Просто я люблю людей. Отношусь к ребятам с любовью и уважением. И они отвечают взаимностью. С душой подхожу к делу, поэтому мне удается найти контакт с игроками.
- Что самое приятное и самое трудное в работе с детьми?
- Самое приятное, когда они воспринимают все, что ты им хочешь показать, чему обучить. Очень сильно расстраивает, когда на человека были возложены надежды, но эти надежды не сбываются по разным причинам.
Вы производите впечатление не конфликтного человека. Приходилось ли конфликтовать с игроками, тренерами, футболистами, которых вы тренировали?
- По натуре я сангвиник и холерик. Если чувствую несправедливость, то буквально закипаю. Возможно, не всегда бываю прав. Но что мне помогает — я очень быстро отхожу. Могу взорваться. Уже драться бывало был готов. Но через некоторое время, чуть ли не в обнимку с человеком сидим. Некоторые люди могут затаить обиду на несколько лет. Я себе этого не представляю. Максимум 20-30 минут могу обижаться.
- Чем больше всего гордитесь в жизни?
- Худо-бедно, но всё-таки пользу волгоградскому футболу принёс. Пусть немного, но прославил нашу область. Ещё мне очень повезло в жизни с людьми, а в первую очередь со своей второй половиной, и конечно же, с нашим сыном.
- Считаете ли себя счастливым человеком?
- Да. Мне повезло с окружением: семья, друзья, знакомые.
- Следите ли за «Ротором» сейчас? Бываете ли на матчах?
- Пропустил только последние четыре домашних матча — их смотрел по телевизору.
Сейчас все команды настроены дать бой любой команде, поэтому Ротору будет очень сложно остаться в ФНЛ. Если у ребят получится, то можно звание героев им давать. У аутсайдера будет тяжелее взять очки, чем у середняка. Команды, находящиеся вверху турнирной таблицы, будут продолжать отрываться. Самая ожесточенная битва будет внизу таблицы, поэтому нашей команде будет очень тяжело. Каждая игра будет не за 3, а за 6 очков. Но я верю, что ребята приложат максимум усилий и выполнят задачу.
- Чего, на Ваш взгляд, не хватает Ротору?
- Во-первых, нужно задействовать больше доморощенных игроков. Во-вторых, нужно поставить командную игру. Если не будет модели игры, с каким бы то ни было подбором исполнителей, результата не получишь. Должно быть и везение, чего не хватает «Ротору». Столько моментов «не залетает».
Дмитрий Николаевич Котопуло
Родился: 14 ноября 1942 в г. Прохладный (Кабардино-Балкария)
Рост: 166 см
Позиция: левый защитник.
За Ротор провел 320 матчей, забил 1 гол.
(c) ФК Ротор
Похожие публикации:
просмотров: 4 349
комментариев: 2
Последние комментарии