(опубликовано: 1 октябрь 2014, 01:17)
Василий Васильевич Дергач – в прошлом игрок сталинградского «Трактора», затем тренер, преподаватель кафедры футбола нынешней ВГАФК. И главное, легендарный футболист воспитал, ставших теперь тоже легендарными, Сергея Павлова и Леонида Слуцкого.
В этом году Василию Васильевичу исполнилось 75 лет, с чем мы его еще раз поздравляем. А сами воспользовались случаем, чтобы побеседовать и открыть читателям ИА «Спорт-34» некоторые не известные ранее отрезки жизни легенды волгоградского футбола.
Из Липецка в Ленинград
– Василий Васильевич, вы же сам липецкий, как же попали в Волгоград?
– Я начинал дома в Липецке. В то время все команды принадлежали какому-либо добровольно-спортивному обществу. Мы были в «Трудовых резервах». И вот в Ленинграде местной одноименной команде поставили задачу выйти в Высшую лигу чемпионата СССР. Перспективных ребят туда и приглашали. Поехал и я.
Команду ту возглавлял знаменитый Олег Ошенков, и у меня с ним сложились очень хорошие отношения. Параллельно поступил там в индустриальный техникум и учился, кстати, на «отлично».
В 1958 году, помню, играли в одной зоне со сталинградским «Трактором». В Ленинграде я не играл, а игра закончилась – 0:0. Матч здесь прекрасно помню. Мне сразу запомнились игроки «Трактора» Михайловский, Маркин, Толя Ядров в воротах, Калабухов. Игра жесткая была. Наш вратарь Шехтер – высокий, 104 килограмма весом, после углового у наших ворот упал на нападающего хозяев и сломал ему руку. А нашему парню, который вышел на место правого полузащитника вместо меня, ногу разнесли так, что мышца от кости отлетела… Вот как Господь распорядился…
Но команда и город мне запомнились. Ну а в Ленинграде дела пошли так, что мы весь чемпионат ноздря в ноздрю шли с армейцами Одессы. И в итоге они нас обогнали и мы заняли второе место.
А сразу после сезона Ошенкова пригласили в киевское «Динамо». Он говорил, что скоро и меня туда позовет, но я понимал, что это вряд ли будет. В Питере же команду стали еще больше укреплять. А в итоге я вновь оказался дома в Липецке. Из ленинградского техникума долго звонили и просили вернуться.
– В Волгограде же я оказался благодаря Михаилу Калашникову – липецкому тренеру, которого пригласили сюда раньше. Вот он-то, пообещав однокомнатную квартиру, «заманил». Ну а что? Город я помнил, нравился, я и поехал, тем более из-за квартиры.
– И отыграли за «Трактор» восемь лет.
– Да. Наверное, мог и больше. Но в 31 я решил закончить.
– Ну а обещанную квартиру получили?
– Да, и довольно быстро. Я приехал сюда в декабре 1962 года. Команда из отпуска выходила только в январе. И я себя «развлекал» тем, что со своими липецкими спортсменами, которые учились в местном институте физкультуры, ходил на лекции. И мне было интересно. Потом, конечно, все время занимал футбол, но в институт все-таки поступил и благополучно окончил. Ну а весной уже въехал в квартиру. Счастлив был очень!
– А вот чего тогда «Трактору» не хватало, чтобы повыситься в классе?
– Не знаю, если честно. Оценивать работу тогдашних тренеров, наверное, вообще не стоит. Но, скорее всего, все-таки уровень наш был не тот. Нам приходилось играть против столиц союзных республик. Вильнюс, Фрунзе, Таллин, Рига, Душанбе, Ташкент, Ашхабад... Понятно, что там создавались очень крепкие коллективы с амбициями и задачами. И всем провинциальным командам было очень сложно конкурировать.
– Затем вы были тренером уже не «Трактора», а «Баррикад».
– Да, «Трактор» в 1970-м стал «Сталью», а в 72-м команда стала называться «Баррикадами». В 73-м я помогал Александру Кузьмичу Абрамову, кстати, вместе с Толей Ядровым.
Не хвастаясь скажу, что Сашу Гузенко Абрамов не очень-то жаловал. На сборы берет, а в команду – нет. На сборы снова берет, а в команду – снова нет. И вот Кузьмич приболел, я его замещал и Гузенко, которого считал настоящим бриллиантом, подтянул к основе. И Саша раскрылся! И потом уже никто ничего не мог сказать. В 1974-м я был уже главным тренером, но на этом и закончил. И пошел на кафедру. Где и работал потом очень долго.
Герой Лаоса
– Как-то я слышал, как вас называли героем Лаоса. Почему?
– Дело было в 1978 году. К нам на кафедру в институт физкультуры пришла так называемая разнарядка на работу в дружественных странах Южной Америки, Азии, Африки. Заполнил я анкету, отдал. Время прошло, и я, собственно, и забыл уже про эту анкету. И раз – звонок из Москвы. Поинтересовались, нет ли у меня желания поработать в Лаосе. Ну а почему бы и нет? Деньги предложили неплохие, а иметь в жизни и такой опыт всегда полезно.
Возглавил там местный армейский клуб и параллельно работал со сборной страны и «молодежкой». Ну, сборная так себе, она, по сути, нигде и не играла, страна-то была молодая. С армейцами мы стали чемпионами страны, а через год туда же приехал Юрий Пшеничников. А мне предложили возглавить команду министерства сельского хозяйства. Несколько ребят перешли вместе со мной, остальных собирал по всей стране. Для этого мне даже дали самолет, и я летал по Лаосу, по городкам, где по рекомендациям были неплохие ребята. Собрал команду, стали заниматься.
И вот играем главный турнир Лаоса в то время – Кубок пятилетия революции. В финале встретились как раз с армейцами. И мы их обыграли – 1:0, забив гол во втором тайме. А что, соперника я знал, тактику выбрали – и сработало. За эту победу дали специальный знак. Красивый. Семь граммов «французского» золота! А он в виде звезды. Вот, собственно, за эту победу и за эту «звезду», те, кто ее видели, и назвали меня героем Лаоса.
Слуцкий мог стать журналистом
– Через ваши руки в институте физкультуры прошли Сергей Павлов и Леонид Слуцкий. Причем о Леониде сейчас говорят постоянно.
– Леонид, теперь уже Викторович, был в моем последнем выпуске. И я уверен, он был первым на кафедре футбола человеком, который учился на одни пятерки! Но начиналось все не так просто.
– В каком смысле?
– Когда Леня к нам поступил, приходит на кафедру женщина. Изящно одетая, статная. Спрашивает меня и приглашает на «конфиденциальный разговор». Думаю: «Ничего себе – такие слова знает». Она и говорит, что она мама Леонида Слуцкого и очень просит меня, чтобы я отговорил ее сына поступать «на футбол». Мол, у нас есть отличный вариант ехать в Минск и поступать на журналистику – там уже ждут. Я ответил, что футбол – детская мечта Лени (с чем она согласилась). А разрушать, убивать эту мечту я просто не имею права. Сказал: решайте сами в семье, а я в этом процессе участия принимать не буду.
- Вы стояли у истоков и тренерской карьеры Слуцкого.
– Мы очень сдружились на самом деле и относились друг к другу с большим уважением. Эти теплейшие отношения и сейчас такие же. Да, Леонид возглавил команду ребят 1982 года рождения в «Олимпии», а я там был консультантом. Но сильно в его процесс не лез. Я видел, насколько Слуцкий самостоятелен, мешать не имел права.
– И победа в детской футбольной лиге… А сейчас один из функционеров говорит, что это он открыл Леонида Слуцкого футбольному миру, пригласив его тренеров в ФК «Москва».
– Пусть говорит, но это неправда. Уже в те годы за Слуцким стояла очередь! Его заметили намного раньше, чем говорит этот специалист. И уже тогда, после ДФЛ, столичный «Локомотив» хотел видеть его в своей структуре. А Слуцкий тем временем выиграл первенство КФК, переведя «Олимпию» из любителей в профессионалы.
А потом настало другое время. Помните, элистинский «Уралан» досрочно выигрывал первую лигу? А «Ураланом» тогда руководил другой мой ученик – Сергей Павлов. В высшей лиге элистинцам нужен был дублирующий состав. И вот я повез Леню к Павлову, когда тому оставалось играть еще три тура. Сергей не стал ничего говорить. Сказал Слуцкому: «Приезжай в январе и принимай команду». В 2003 году дубль «Уралана» стал вторым! Потом он уже возглавил основу «Уралана», а уже потом была «Москва».
– Леонид оказался не только прекрасным тренером, но и прекрасным человеком.
– Безусловно! Он уже сейчас четвертый в России тренер по завоеванным трофеям, но от этого никакой «звездочки» не имеет. Постоянно поддерживает со мной связь и даже помогает, когда прошу. Но знаете, вот что мне еще очень приятно. Не так давно у одного окошка касс на вокзале «пересеклись» с его мамой. Вспомнили тот разговор при поступлении в институт, и она сказала: «Василь Василич, а ведь вы были правы!» Впрочем, мы много раз встречались и до этого и давным-давно друг друга поняли.
P.S. К большому стыду, руководство нынешнего футбола области и клуба «Ротор» не нашло возможности поздравить Василия Васильевича с юбилеем. Хотя, ничего удивительного в этом нет. Еще несколько лет назад относительно «творчества» нынешнего руководства мы писали слова классика: «Кто не чтит историю, у того нет будущего». Как показала История – у нынешнего клуба будущего и нет. Да и недавнее прошлое изрядно подмочено.
Сергей ХОХЛОВ
Источник: http://sport-34.com/football/19909/
В этом году Василию Васильевичу исполнилось 75 лет, с чем мы его еще раз поздравляем. А сами воспользовались случаем, чтобы побеседовать и открыть читателям ИА «Спорт-34» некоторые не известные ранее отрезки жизни легенды волгоградского футбола.
Из Липецка в Ленинград
– Василий Васильевич, вы же сам липецкий, как же попали в Волгоград?
– Я начинал дома в Липецке. В то время все команды принадлежали какому-либо добровольно-спортивному обществу. Мы были в «Трудовых резервах». И вот в Ленинграде местной одноименной команде поставили задачу выйти в Высшую лигу чемпионата СССР. Перспективных ребят туда и приглашали. Поехал и я.
Команду ту возглавлял знаменитый Олег Ошенков, и у меня с ним сложились очень хорошие отношения. Параллельно поступил там в индустриальный техникум и учился, кстати, на «отлично».
В 1958 году, помню, играли в одной зоне со сталинградским «Трактором». В Ленинграде я не играл, а игра закончилась – 0:0. Матч здесь прекрасно помню. Мне сразу запомнились игроки «Трактора» Михайловский, Маркин, Толя Ядров в воротах, Калабухов. Игра жесткая была. Наш вратарь Шехтер – высокий, 104 килограмма весом, после углового у наших ворот упал на нападающего хозяев и сломал ему руку. А нашему парню, который вышел на место правого полузащитника вместо меня, ногу разнесли так, что мышца от кости отлетела… Вот как Господь распорядился…
Но команда и город мне запомнились. Ну а в Ленинграде дела пошли так, что мы весь чемпионат ноздря в ноздрю шли с армейцами Одессы. И в итоге они нас обогнали и мы заняли второе место.
А сразу после сезона Ошенкова пригласили в киевское «Динамо». Он говорил, что скоро и меня туда позовет, но я понимал, что это вряд ли будет. В Питере же команду стали еще больше укреплять. А в итоге я вновь оказался дома в Липецке. Из ленинградского техникума долго звонили и просили вернуться.
– В Волгограде же я оказался благодаря Михаилу Калашникову – липецкому тренеру, которого пригласили сюда раньше. Вот он-то, пообещав однокомнатную квартиру, «заманил». Ну а что? Город я помнил, нравился, я и поехал, тем более из-за квартиры.
– И отыграли за «Трактор» восемь лет.
– Да. Наверное, мог и больше. Но в 31 я решил закончить.
– Ну а обещанную квартиру получили?
– Да, и довольно быстро. Я приехал сюда в декабре 1962 года. Команда из отпуска выходила только в январе. И я себя «развлекал» тем, что со своими липецкими спортсменами, которые учились в местном институте физкультуры, ходил на лекции. И мне было интересно. Потом, конечно, все время занимал футбол, но в институт все-таки поступил и благополучно окончил. Ну а весной уже въехал в квартиру. Счастлив был очень!
– А вот чего тогда «Трактору» не хватало, чтобы повыситься в классе?
– Не знаю, если честно. Оценивать работу тогдашних тренеров, наверное, вообще не стоит. Но, скорее всего, все-таки уровень наш был не тот. Нам приходилось играть против столиц союзных республик. Вильнюс, Фрунзе, Таллин, Рига, Душанбе, Ташкент, Ашхабад... Понятно, что там создавались очень крепкие коллективы с амбициями и задачами. И всем провинциальным командам было очень сложно конкурировать.
– Затем вы были тренером уже не «Трактора», а «Баррикад».
– Да, «Трактор» в 1970-м стал «Сталью», а в 72-м команда стала называться «Баррикадами». В 73-м я помогал Александру Кузьмичу Абрамову, кстати, вместе с Толей Ядровым.
Не хвастаясь скажу, что Сашу Гузенко Абрамов не очень-то жаловал. На сборы берет, а в команду – нет. На сборы снова берет, а в команду – снова нет. И вот Кузьмич приболел, я его замещал и Гузенко, которого считал настоящим бриллиантом, подтянул к основе. И Саша раскрылся! И потом уже никто ничего не мог сказать. В 1974-м я был уже главным тренером, но на этом и закончил. И пошел на кафедру. Где и работал потом очень долго.
Герой Лаоса
– Как-то я слышал, как вас называли героем Лаоса. Почему?
– Дело было в 1978 году. К нам на кафедру в институт физкультуры пришла так называемая разнарядка на работу в дружественных странах Южной Америки, Азии, Африки. Заполнил я анкету, отдал. Время прошло, и я, собственно, и забыл уже про эту анкету. И раз – звонок из Москвы. Поинтересовались, нет ли у меня желания поработать в Лаосе. Ну а почему бы и нет? Деньги предложили неплохие, а иметь в жизни и такой опыт всегда полезно.
Возглавил там местный армейский клуб и параллельно работал со сборной страны и «молодежкой». Ну, сборная так себе, она, по сути, нигде и не играла, страна-то была молодая. С армейцами мы стали чемпионами страны, а через год туда же приехал Юрий Пшеничников. А мне предложили возглавить команду министерства сельского хозяйства. Несколько ребят перешли вместе со мной, остальных собирал по всей стране. Для этого мне даже дали самолет, и я летал по Лаосу, по городкам, где по рекомендациям были неплохие ребята. Собрал команду, стали заниматься.
И вот играем главный турнир Лаоса в то время – Кубок пятилетия революции. В финале встретились как раз с армейцами. И мы их обыграли – 1:0, забив гол во втором тайме. А что, соперника я знал, тактику выбрали – и сработало. За эту победу дали специальный знак. Красивый. Семь граммов «французского» золота! А он в виде звезды. Вот, собственно, за эту победу и за эту «звезду», те, кто ее видели, и назвали меня героем Лаоса.
Слуцкий мог стать журналистом
– Через ваши руки в институте физкультуры прошли Сергей Павлов и Леонид Слуцкий. Причем о Леониде сейчас говорят постоянно.
– Леонид, теперь уже Викторович, был в моем последнем выпуске. И я уверен, он был первым на кафедре футбола человеком, который учился на одни пятерки! Но начиналось все не так просто.
– В каком смысле?
– Когда Леня к нам поступил, приходит на кафедру женщина. Изящно одетая, статная. Спрашивает меня и приглашает на «конфиденциальный разговор». Думаю: «Ничего себе – такие слова знает». Она и говорит, что она мама Леонида Слуцкого и очень просит меня, чтобы я отговорил ее сына поступать «на футбол». Мол, у нас есть отличный вариант ехать в Минск и поступать на журналистику – там уже ждут. Я ответил, что футбол – детская мечта Лени (с чем она согласилась). А разрушать, убивать эту мечту я просто не имею права. Сказал: решайте сами в семье, а я в этом процессе участия принимать не буду.
- Вы стояли у истоков и тренерской карьеры Слуцкого.
– Мы очень сдружились на самом деле и относились друг к другу с большим уважением. Эти теплейшие отношения и сейчас такие же. Да, Леонид возглавил команду ребят 1982 года рождения в «Олимпии», а я там был консультантом. Но сильно в его процесс не лез. Я видел, насколько Слуцкий самостоятелен, мешать не имел права.
– И победа в детской футбольной лиге… А сейчас один из функционеров говорит, что это он открыл Леонида Слуцкого футбольному миру, пригласив его тренеров в ФК «Москва».
– Пусть говорит, но это неправда. Уже в те годы за Слуцким стояла очередь! Его заметили намного раньше, чем говорит этот специалист. И уже тогда, после ДФЛ, столичный «Локомотив» хотел видеть его в своей структуре. А Слуцкий тем временем выиграл первенство КФК, переведя «Олимпию» из любителей в профессионалы.
А потом настало другое время. Помните, элистинский «Уралан» досрочно выигрывал первую лигу? А «Ураланом» тогда руководил другой мой ученик – Сергей Павлов. В высшей лиге элистинцам нужен был дублирующий состав. И вот я повез Леню к Павлову, когда тому оставалось играть еще три тура. Сергей не стал ничего говорить. Сказал Слуцкому: «Приезжай в январе и принимай команду». В 2003 году дубль «Уралана» стал вторым! Потом он уже возглавил основу «Уралана», а уже потом была «Москва».
– Леонид оказался не только прекрасным тренером, но и прекрасным человеком.
– Безусловно! Он уже сейчас четвертый в России тренер по завоеванным трофеям, но от этого никакой «звездочки» не имеет. Постоянно поддерживает со мной связь и даже помогает, когда прошу. Но знаете, вот что мне еще очень приятно. Не так давно у одного окошка касс на вокзале «пересеклись» с его мамой. Вспомнили тот разговор при поступлении в институт, и она сказала: «Василь Василич, а ведь вы были правы!» Впрочем, мы много раз встречались и до этого и давным-давно друг друга поняли.
P.S. К большому стыду, руководство нынешнего футбола области и клуба «Ротор» не нашло возможности поздравить Василия Васильевича с юбилеем. Хотя, ничего удивительного в этом нет. Еще несколько лет назад относительно «творчества» нынешнего руководства мы писали слова классика: «Кто не чтит историю, у того нет будущего». Как показала История – у нынешнего клуба будущего и нет. Да и недавнее прошлое изрядно подмочено.
Сергей ХОХЛОВ
Источник: http://sport-34.com/football/19909/
Похожие публикации:
просмотров: 6 964
комментариев: 2
Последние комментарии