(опубликовано: 4 март 2021, 19:38)
Первый матч за команду «Баррикады» (так тогда назывался «Ротор») Владимир Морохин сыграл в 1974 году. Болельщики за глаза называли его бригадиром – за жесткость и организаторские способности. А журналисты – лучшим защитником эпохи. Эпохи, которая вместила в себя матчи в Первой, Второй и Высшей лиге советского футбола. Однако одним из самых ярких в своей карьере ветеран спорта называет 1981 год, когда «Ротор» добыл путевки в Первую лигу.
Голеадор ушел в защиту
В детстве Владимир Морохин жил рядом со стадионом «Трактор», на котором работали его родители. Конечно, это обстоятельство повлияло на его судьбу – совсем еще юный Володя не на шутку увлекся футболом и стал мечтать о больших победах. Но попасть в секцию было непросто. На просмотр приходили человек 400, а брали от силы 20. Ребята постарше посоветовали Володе научиться чеканить мяч, тогда, дескать, появятся шансы. В итоге в секцию его приняли, сразу отметив черты характера – настырный, забивной, техничный. Поначалу играл в нападении, причем против соперников постарше. Затем, оценив умение читать игру и заметив его организаторские способности, тренеры перевели Владимира в полузащиту.
В 1974 году он прошел с «Баррикадами» предсезонный сбор, но в команду его взяли только после сыгранных двух кряду стартовых матчей в составе «Баррикад». В то время он был студентом института физкультуры. Руководство взяло курс на омоложение состава, и Морохин свой шанс не упустил. А вскоре новичку определили новое игровое амплуа. Несколько защитников команды получили травмы, и Морохина перевели в оборону, где он сразу утвердился в роли переднего центрального защитника.
– Защитнику не стать нападающим, а вот полузащитник или нападающий всегда смогут сыграть в обороне, – и сейчас убежден ветеран. – Мне новая позиция тогда понравилась.
Из второй – в вышку
Первые же сезоны доказали верность такого решения – Морохина стали вызывать в сборную РСФСР. Молодого стоппера начали активно сватать в клубы рангом повыше, но он отказывался оставлять родной коллектив. И все же ему пришлось это сделать после того, как он окончил вуз – кстати, с красным дипломом. Светила армейская служба, а терять два года не хотелось. Морохин отправился в Куйбышев играть за «Крылья Советов» – руководство клуба пообещало молодому футболисту отстоять его от срочной службы. «Крылышки» тогда играли в Высшей лиге, грех было отказываться от такого варианта. Увы, его дебют в именитой команде закончился травмой.
– Главная причина – не прошел с «Крыльями» предсезонной подготовки, – признается ветеран. – Из Второй лиги прыгнуть в вышку непросто, нужна адаптация – здесь другие скорости и нагрузки. Организм не был готов, а возиться с новичком было некогда – команда в том сезоне камнем летела вниз. В первой же игре с «Карпатами» порвал связки голеностопа. Только подлечился – новая травма.
Болельщики сходили с ума от счастья
В 1979‑м Морохин вернулся в «Ротор». К тому времени волгоградская команда стала одним из лидеров своей зоны. Пятое, четвертое и даже второе места уже не устраивали руководство клуба. Подобрался коллектив, лидерами которого стали свои футболисты – Гузенко, Файзулин, Дивак, Хомутецкий, Васяев…
Оказавшись в родной стихии, Морохин быстро вписался в механизм командной игры. И уже в 1981‑м «Ротор» решил поставленную перед ним задачу – добыл путевки в Первую лигу. Последний матч на родном стадионе против барнаульского «Динамо» – одно из самых ярких воспоминаний в жизни ветерана. Финальный свисток, на табло 3:1 в пользу волгоградской команды и 40 тысяч болельщиков сходят с ума от счастья – наконец‑то сбылась мечта футбольного города!
– Мы со стадиона не могли выйти через центральный вход, – улыбается Владимир Валентинович. – Милиция едва сдерживала людей – на нас рвали майки на сувениры.
Однако после триумфального 1981‑го в штабе «Ротора» началась чехарда. На посту главного тренера поочередно сменились Виктор Корольков, Валентин Гроховский, Юрий Белоусов, Анатолий Исаев… Далеко не каждый пользовался авторитетом в коллективе, который начал, по сути, распадаться. В такой ситуации прямота Владимира Морохина, всем сердцем болевшего за родной клуб, была по нраву далеко не всем. Особенно осложнились отношения с Исаевым, тренерские таланты которого Морохин оценивал не очень высоко. В 1987 году «Ротор» под руководством Исаева вообще едва не вылетел во Вторую лигу. Только приход Виктора Прокопенко, будущего кумира волгоградских болельщиков, спас команду от этого унижения.
На помощь финским коммунистам
Но в 1987 году Морохина в команде уже не было. Годом ранее он отправился в Финляндию. Волгоградец стал играющим тренером любительского клуба КПТ-85. В Кеми, городе-побратиме Волгограда, клуб опекали тамошние коммунисты. Зарплата была не в пример советской. Местные, правда, удивлялись, как игрок такой квалификации согласился работать за смешные, по их меркам, деньги. А Морохин не только играл и тренировал КПТ- 85, но и для детей время находил. Свою командировку в Финляндию до сих пор вспоминает с теплотой.
– Народ вежливый, поля отличные, а когда язык на бытовом уровне освоил, вообще замечательно стало, – говорит Владимир Валентинович. – Но особенно тронуло отношение финнов к детскому футболу. Вот уж где и в самом деле в то время детям отдавали самое лучшее.
Его сердечная боль
Вернувшись в Волгоград, Морохин пять лет отработал на заводе – сварщиком, газорезчиком, шофером. Но когда Владимир Горюнов предложил ему заниматься с детьми, согласился сразу.
– Это же счастье – заниматься любимым делом, – признается Морохин, – ради этого можно многим пожертвовать.
Так оно и было. С финансами стало похуже, зато появилось удовлетворение от тренерской работы. В 2005‑м команда Морохина в турнире ПФЛ заняла третье место при 120 участниках. Причем в финальной пульке играли, по сути, вторым составом – кто травмировался, кто не смог поехать. После этого с финансированием стало совсем худо.
– Последней каплей стала поездка в Камышин в 2009‑м, – вспоминает Владимир Валентинович. – Приехали на турнир, а в интернате, где нас разместили, отопление не работает. Наше проживание там не оплачено, питаемся тоже в долг. Я до этого месяцами зарплату не получал, все терпел, а тут «терпелка» лопнула. Хуже нет, когда понимаешь, что твоя работа никому не нужна.
Владимир Валентинович, к слову, недавно отметивший 65‑летний юбилей, давно отошел от спортивных дел. Но каждая неудача наших клубов, сборной, любимого «Ротора» – до сих пор его сердечная боль.
Анатолий Любименко. Фото: Анатолий Любименко, личный архив Владимира Морохина.
"Волгоградская правда"
Похожие публикации:
просмотров: 2 965
комментариев: 4
Последние комментарии