20 лет назад «Ротор» одержал свою самую громкую победу
12 и 25 сентября 1995 года волгоградский «Ротор» провел два матча с английским клубом «Манчестер Юнайтед». Обе игры закончились вничью – 0:0 и 2:2, но по сумме двух матчей за счет голов, забитых на чужом поле, «Ротор» прошел в следующий круг Кубка УЕФА. Своими воспоминаниями об этом противостоянии поделился с «ВП» автор одного из голов на «Олд Траффорд», легендарный игрок «Ротора» Владимир Нидергаус. Сегодня мы публикуем вторую часть его рассказа.
А судьи с кем?
Как «Манчестер» ни старался, до перерыва нам так и не забили. А ведь сэр Фергюссон после второго гола убрал одного игрока обороны и выпустил полузащитника Пола Скоулза –яркого игрока атакующего плана. Тому, что мы не пропустили ни одного гола до перерыва, способствовала отличная игра нашего голкипера Андрея Саморукова и игроков обороны. Да и все мы не чурались играть ближе к своим воротам.
Второй тайм «Манчестер» играл куда агрессивнее. Показалось, что судья не одинаково дышит к командам. Еще до игры Рохус Шох мне сказал: мол, подойди к судье, он же, как и ты, немец (Бернд Хейнеманн. – Прим. авт.), и попроси, чтобы «не убивал». Но ведь мои познания в немецком языке тогда были на уровне шестого класса средней школы. Что я мог ему сказать, даже если бы захотел?!
А англичане, почувствовав себя вольготно, стали лупить нас по ногам и головам. Конечно, это выводило из себя. Стали отвечать. Но если нам показали три желтые карточки, хозяев не наказали ни разу. Сейчас все это стерлось, но тогда было не по себе.
По истечении часа битвы Скоулз нам все-таки забил один мяч, что, конечно, добавило «Манчестеру» и сил, и желания быстрее отыграться. Но нам удавалось отбивать все атаки англичан. Впрочем, и мы организовали еще пару опасных нападений.
Ближе к концу игры Виктор Евгеньевич Прокопенко сделал ряд замен, выпустив свежих Александра Царенко, Андрея Кривова и Сергея Илюшина. Понятно, что нам надо было укрепить среднюю линию. К тому же я почувствовал, что силы на исходе, и сам попросил замену, что, признаться, делал крайне редко. Просто не хотелось быть балластом, я был уверен, что кто-то из ребят поможет команде больше, чем я. Поэтому и оказался на скамейке запасных. Уже оттуда наблюдал, как за минуту до финального свистка на подачу углового побежал Петер Шмейхель. Я обалдел! Но если быть объективным, уверен, что Шмейхель (а гол нам забили со второго подряд углового) забивал с нарушением правил. Да и при первом угловом англичане явно нарушили правила в нашей штрафной площади.
Шмейхель забил. Я откровенно стал переживать за результат игры. Мысли, что нас дожмут, что судья прибавит к игре времени столько, сколько потребуется до достижения победы англичанам, меня не покидали. Но, к счастью, ребята отстояли ворота, даже организовали атаку, которая могла закончиться нашим третьим голом. И мяч уже был на ноге Олега Веретенникова, а ворота стояли пустыми, когда арбитр дал финальный свисток. Олег просто поднял мяч и ударил в сторону трибуны.
Интеллигенты англичанеСразу после игры все с нашей скамейки оказались на поле. Обнимались, открыто радовались не ничьей, а нашей победе. Меня потрясло, что болельщики «Манчестера» с чувством собственного достоинства и признательностью стоя аплодировали нам так же, как и своим кумирам. Ни один человек не показал какого-нибудь неприличного жеста. Я и по сей день благодарен болельщикам из Манчестера за оценку игры нашей команды.
Ну а наше ликование, естественно, продолжилось в раздевалке. Храню у себя дома фотографию, на которой запечатлены игроки «Ротора» в раздевалке «Олд Траффорд». Молодые, красивые, здоровые – просто орем, подняв руки вверх. Шедевр! Надеюсь, что когда-нибудь эта фотография займет достойное место в музее футбольного клуба «Ротор». Правда, сначала надо, чтобы кто-то организовал этот музей.
Саму эту игру на протяжении вот уже почти 20 лет не раз смотрел на DVD, и с каждым годом мнение о матче у меня меняется. То ее рассматривал со стороны игрока, то уже со стороны футбольного функционера, иногда просто – как болельщик. Но каждый раз – с каким-то особым интересом, подмечаю моменты, на которые раньше не обращал внимания. Я убежден в том, что мы провели достойный матч и можем смело гордиться собой, тренерами, партнерами.
Ищите архитектораВообще, думаю, что во всех успехах «Ротора» есть особый и очень большой труд тренеров – Владимира Максимовича Салькова и Виктора Евгеньевича Прокопенко. Сальков нам поставил потрясающую коллективную игру. Он проработал с командой всего лишь полтора года, но сумел отладить наши действия и взаимопонимание практически до автоматизма, чем «Ротор» пользовался еще лет пять-шесть, пока костяк оставался тем, что работал при Салькове. Как только он пришел в «Ротор», по-хорошему удивил всех своей интеллигентностью и пунктуальностью. Дисциплина в «Роторе» – это его заслуга!
Помню, впервые попадаю на базу клуба после назначения Владимира Максимовича и вижу на стенде расписанный поминутно график тренировок, занятий, дежурств и всего остального… на месяц вперед! Такого в нашей команде не было до Салькова и не было после него. Результат – «серебро» 1993 года. Тренеру удалось в кратчайшие сроки развить в каждом из игроков его сильные стороны и использовать это для достижения результата. Мы ведь дома при Салькове вообще не проигрывали. Если память не изменяет, 36 матчей без поражений.
Прокопенко дал нам больше новинок тактического плана. Он сделал команду более атакующей. Под людей, которые были в команде, он смог вклеить свою тактику, при которой «Ротор» из сезона в сезон был среди лидеров по количеству забитых голов.
Прокопенко был наделен чуть ли не всеми лучшими качествами, которыми мог обладать человек. Он умел не только настоять на своей правоте, но и признаться в совершенной ошибке. И, что самое главное, порой на своих же промахах учил жизни нас. При этом оставался настоящим одесситом. Как-то на сборах в Одессе взял он нас с Валерой Есиповым и повез куда-то. Подъезжаем к берегу моря, выходим из машины, и тут Виктор Евгеньевич произносит: «Ребята, хочу вам представить памятник собственному архитектурному безумству». И показывает на строящийся дом, который, честно говоря, выглядел не очень. «Так вот, ребята, запомните: вы, как и я, футболисты. А значит, никогда не занимайтесь тем, чем не можете, даже если очень захотите. Каждый должен заниматься своим делом. Футболист – футболом, а строительством домов – строитель! Так что, если появится желание построить свой дом, обращайтесь к профессиональному архитектору. Но точно не ко мне».
Личность лидера
Еще один важный фактор успехов «Ротора» тех лет, равно как и победа по сумме двух матчей над «Манчестером», – это наличие в команде такой личности и игрока, как Олег Веретенников.
Мы познакомились в августе 1992 года, когда я перешел в «Ротор» из «Кайрата». Очень быстро нашли общий язык на тренировках и на футбольном поле. Потом уже понимание вышло у нас на уровень полуслова. Порой хватало буквально взгляда или кивка головы, чтобы понять, как Олег сыграет через секунду.
После того сезона руководство клуба премировало команду круизом по Средиземному морю, куда футболисты могли отправиться с женами и детьми. Моя супруга Лена, к сожалению, не смогла поехать. В круизе я и примкнул к Олегу, его супруге Ларисе и сыну Паше. Так мы познакомились поближе, постепенно очень сильно сдружились. А впоследствии, когда я стал крестным у дочки Олега – Тани, даже стали кумовьями.
У Веретенникова очень сильно развиты качества лидера, вожака. Такой хороший сибирский упертый характер. Он вел команду вперед, мог ее зажечь в такие минуты, когда многие уже ни во что не верили. Я думаю, что целый ряд побед «Ротора» – это его заслуга, хотя принято считать, что выигрывает вся команда. Мне кажется, что таких лидеров в российском футболе считанные единицы. С другой стороны, не только «Ротору» повезло с Олегом, но и Олегу с «Ротором». Это как раз тот случай, когда игрок нашел свою команду.
Олег в свои лучшие годы мог принести немало пользы сборной России. Мог! Я убежден, причина того, что Веретенников не стал игроком национальной команды, крылась не в мастерстве Олега, а в желании тогдашнего тренера сборной.
Его совершенно не надо было подстегивать, он своим примером, собственным талантом подстегивал нас. Фирменными «веретенниковскими» ударами со штрафного или из других позиций часто переворачивал ход матча. Вот и в Манчестере его дальний удар, впритирку со штангой, в итоге принес нам и стране такую громкую победу.
Мы с Олегом во многом схожи в понимании футбола. Один и тот же взгляд на подготовку команды, рисунок игры. Надеюсь, что в будущем мы еще поработаем с ним в одном клубе. Очень хотелось бы, чтобы это был «Ротор».
Фото архив автора
17.09.2015
Владимир НидергаусИсточник:
"Волгоградская правда"
Последние комментарии