(опубликовано: 14 февраль 2017, 20:45)
Дмитрий Присяжнюк хранит «таиландскую» и «шведскую» историю «Ротора» в спортивных программках.
Обычно коллекционирование для нашего времени сводится к собиранию магнитиков на холодильник, купюр или селфи со знаменитостями. Но есть и коллекционеры спортивных артефактов, которые называют себя футболофилами». Они собирают программы к матчам своих любимых команд, а кое-кто пополняет коллекцию сопутствующими вещами – афишами, билетами, карточками и т. д. С одним из волгоградских «футболофилов», Дмитрием Присяжнюком, встретился и пообщался обозреватель «СПОРТ-ТАЙМ» Сергей Хохлов.
Английское безумство
– Дмитрий, просвети, когда началась история выпуска печатной продукции к футбольным матчам?
– Первые программки, как и сама игра, конечно, появились в Англии. И с тех пор британцы без всяких преувеличений – коллекционеры № 1. Их коллекции переходят по наследству из поколения в поколение по завещаниям. Количество людей в Британии, увлеченных этим на самом серьезном уровне, не поддается исчислению. К примеру, на финал Кубка Англии приходит 70 тыс. зрителей, тираж программок – 200 тыс., и все они продаются. Бесплатно такая продукция не раздается вообще – англичане считают, что программа к любому матчу должна иметь свою ценность.
– А в каком году появилась первая программка, о которой знает человечество?
– Многие считают, что первая «карта матча» датирована 8 марта 1873 года и была выпущена к игре сборных Англии и Шотландии. Она была сохранена в семье Алека Мортена. В ней подробно описывается, во что был одет каждый из футболистов, для того чтобы зрители могли опознавать игроков на поле.
– Как же ты приобщился именно к этому виду коллекционирования?
– Футбол мне нравился с детства. Когда начал ходить на матчи «Ротора», обязательно приходил домой с программкой – они для меня сначала были как трофей, как память об игре, которую посмотрел. Если видел у родственников или у старших программки с матчей, на которых не был, – выпрашивал и получал их в подарок. Но я бы не назвал это осознанным коллекционированием. Все стало серьезнее, когда «Ротор» вышел в высшую лигу. Фанаты клуба с выездов всегда привозили программки. Многие из них уже были коллекционерами. Познакомился с некоторыми из них, вот и приобщился.
– Но многое купить у стадиона было просто невозможно…
– Конечно. В то время Интернета еще не было. Адреса коллекционеров печатались в специальной спортивной периодической прессе, программках, календарях-справочниках. Стал писать письма, знакомиться, обмениваться по почте. Впоследствии очень упростил общение Интернет.
Без фанатизма
– Как относятся к твоему хобби близкие? Материал же занимает немало места…
– Супруга нормально относится, тем более что знала, за кого замуж выходит. Ну а дети в этом пока ничего не понимают – маленькие еще. К тому же я не какой-нибудь оголтелый фанатик, не отдам заработанные семейные деньги за нужный в коллекцию материал. Семейное благополучие превыше моего увлечения.
– За счет чего же пополняется полка?
– За годы увлечения у меня, как у большинства собирателей, накопился определенный обменный фонд. «Хлам», который достается различными способами, лежит отдельно. Тут и чьи-то случайные находки, и предметы, сохранившиеся от дедов, и многое другое. Часто бывает, что из этого «хлама» кому-то что-то оказывается нужно. Тогда предмет выменивается или продается за какие-нибудь копейки. Деньги эти копятся отдельно, и на них я могу себе позволить что-то прикупить. Благо различных площадок, где люди выставляют такой товар, в Интернете сейчас предостаточно.
– Говорят, некоторые программки продаются за десятки тысяч рублей.
– Это правда. Сейчас, например, один украинец продает программу 1940 года с матча «Торпедо» (Москва) – «Трактор» (Сталинград) за 35,5 тыс. рублей. Вещь довольно редкая, у меня такой нет. Но я никогда не отдам за нее такие деньги. Хотя в России, конечно, есть люди, которые могут за нужный экземпляр заплатить и куда большую цену.
Расширение творчества
– Твоя коллекция ориентирована только на футбол?
– Уже нет. В какой-то момент увлекся всем волгоградским спортом. Мне это интересно. Вообще, по спортивным программкам можно и историю изучать и географию. Есть очень интересные вещи по водному поло и гандболу, баскетболу и волейболу. Но больше всего, конечно, по футболу. Тут разделы не только по «Ротору», но и по волжскому «Торпедо», камышинскому «Текстильщику», городищенской «Звезде», быковскому «Колосу», другим нашим командам.
– Сколько же всего собралось у тебя разных программок?
– Не знаю, почему, но еще не считал. Если прикинуть, умножая года на количество игр, то, наверное, получится более пяти тысяч.
– Реально ли собрать все, что было выпущено, хотя бы по футболу?
– Если иметь очень много денег, большую часть можно собрать. А все, мне кажется, невозможно. Многое из довоенного уничтожено самой войной, а то, что осталось, уже разошлось по коллекциям. Конечно, есть один из шанс из миллиона, что где-то неожиданно вскроется какой-нибудь забытый «схрон». Или кто-то решит коллекцию распродать. Но рассчитывать на это всерьез я бы не стал.
Предметы гордости
– Что в своей коллекции считаешь самым ценным?
– Безусловно то, что относится к довоенному времени и 50-м годам прошлого века. Есть, например, программа 1939 года с матча сталинградского «Трактора» в Москве против «Металлурга». Очень нравятся мне выездные программы «Ротора» с еврокубков – скажем, с матча в Эребру. Это считается очень серьезным достоянием, поскольку тираж был небольшой, да и до Швеции просто так не дотянешься. Или программы из Таиланда с Кубка короля. Их в Волгограде единицы. Конечно, у меня есть материал, которого нет ни у кого из волгоградских коллекционеров. Но этим могут похвастаться и другие наши собиратели. Практически у каждого из десятка серьезных коллекционеров есть то, чего нет у остальных.
– Чего у тебя нет из того, что есть у коллег по увлечению?
– Много чего еще нет. К примеру, программы игры СКА (Киев) – «Ротор» в 1982 году. Как говорят, к самому матчу ее не успели отпечатать и сделали только через несколько дней в крайне ограниченном количестве. Скорее всего, основная масса из этого мизера осталась у киевских коллекционеров. В Волгограде их две-три штуки.
– А устраивают ли тебя по качеству нынешние программки?
– Разве что бумагой и полиграфией. Если говорить о программках «Ротора-Волгоград», информации там практически нет. Раньше, в 90-е годы, 16–20-страничные были куда информативнее. Пусть и хуже по полиграфии, но их было интересно читать. Сейчас пришел на игру, положил ее в пакет, дома переложил куда следует, и все. Выпуски 50-х годов читать интереснее в разы.
Текст и фото Сергей Хохлов
"Волгоградская правда"
Похожие публикации:
просмотров: 4 767
комментариев: 1
Последние комментарии