(опубликовано: 17 ноябрь 2017, 20:13)
Фото: © ИД "Волгоградская правда"
Бывший нападающий футбольного клуба "Ротор", посол Волгограда как города-организатора Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ Александр Никитин рассказал, когда болельщики просят рвать майки, объяснил, почему в свое время отказался от черной "Волги", и вспомнил, как Лев Яшин защитил его от нападок из-за длинных волос.
Назад в прошлое
Я очень хорошо помню, как в девять лет смотрел свой первый чемпионат мира по футболу, это был 1970 год. Помню, как сборная СССР играла со сборной Мексики, счет был 0:0. И тогда я, девятилетний пацан, сидя у черно-белого телевизора, даже представить себе не мог, что Чемпионат мира по футболу в 2018 году будет проходить в России, да еще и в Волгограде. Мне до сих пор, честно говоря, не очень в это верится. Приедут толпы болельщиков, туристы, жадные до достопримечательностей и желающие разобраться в русских причудах. Я уверен, что Волгоград не подведет, наш город заслужил этих матчей.
Мы будем отмечать 75-летие нашей Великой Победы в Сталинградской битве и 75 лет со дня знаменитого футбольного матча. Именно здесь 2 мая 1943 года прошел матч "На руинах Сталинграда" – товарищеская встреча в освобожденном Сталинграде между командами "Спартак" (Москва) и "Динамо" (Сталинград).
Фото: © ИД "Волгоградская правда"
Смотрели футбол всем подъездом
Многие сегодня называют футбол элитарным видом спорта, но я не совсем согласен со смыслом, который вкладывают в эти слова. По-моему, в этом мире решают больше не деньги и связи, а талант. По крайней мере, в советское время было так. Была другая страна, другая идеология, другие цели. Я ведь из очень простой семьи: мама и отец были рабочими, трудились на заводах – силикатном, потом на моторном. Мы лет 15 жили в коммуналке. Вот представьте: в каждой квартире – по три семьи, и на весь подъезд только у нас был черно-белый телевизор. Когда показывали футбол или хоккей, у нас в комнате собирались все соседи – хлопали, ругались на судей, срывали голоса. В общем, болели за наших.
Спорить с тренером бесполезно
Отец у меня болел за "Динамо" (Москва). Он и научил меня любить футбол. Вообще мы много с ним играли. Летом распорядок дня для нас был уже определен: утром мы играли в футбол, потом шли купаться, а вечером – опять футбол.
В 1970-х я уже был воспитанником в "Баррикадах". Тогда попасть в команду мастеров казалось практически невозможной задачей: конкуренция была слишком велика. Мне помог ценз: когда меня взяли в "Торпедо" (Волжский), в домашних матчах должен был играть один футболист 1961 года рождения. И когда его меняли, то меняли так же – на одногодку. Вот я с божьей помощью и прошел. Правда, тренер определил меня в центральные нападающие, хотя я всегда был левым полузащитником. Тогда, кстати, было три нападающих: правый, левый и центральный.
Я начал спорить с тренером, доказывал, что это не мое, мне это не нравится и прочее. Но он стоял на своем, а потом и вовсе отрезал: "Ты не понимаешь, я вижу, у тебя есть задатки. Так что давай, Саша, вставай нападающим". И пошло-поехало. В "Ротор" меня, кстати, брали как левого полузащитника.
Фото: © ИД "Волгоградская правда"
Когда зарплата 110 рублей
Думаю, что попасть в футбол сегодня несложно, если у тебя есть талант и если ты идешь действительно играть, а не зарабатывать. Сейчас что в головах у молодежи? Деньги-деньги-деньги, они на первом месте. Я вот вспоминаю себя, когда я попал в "Труд" (Волжский), для меня деньги никакой роли не играли. Я попал в команду мастеров, мог ездить, тренироваться, у меня своя форма была! И когда мне первый раз выдали зарплату, где-то 110 рублей, я просто ошалел: "Я играю в футбол в команде мастеров и еще деньги за это получаю!" О зарплате я начал задумываться, только когда стал старше, когда семья появилась.
В одном троллейбусе с Гузиком
Несмотря на то что я играл в нескольких клубах, я ассоциируюсь больше с "Ротором", о чем совсем не жалею. Я еще в классе восьмом считал, что футболисты "Ротора" какие-то небожители, к этому нужно стремиться. У меня была специальная тетрадка, куда я вклеивал их фотографии – картинки я аккуратно вырезал из справочника "Футбол".
А когда у нас были тренировки и мы узнавали, что приезжает команда мастеров, мы все бросали – с разрешения тренера, конечно, – и бежали смотреть, как играет "Ротор", цеплялись руками за сетку и пытались хоть что-то разглядеть.
Как-то я шел со стадиона после тренировки и вижу: на остановке стоит Александр Гузенко (рекордсмен команды "Ротор" по числу забитых голов в чемпионатах СССР. – Прим. Welcome2018). Подъехал его троллейбус, он заходит, а я запрыгиваю следом за ним, хотя мне вообще в другую сторону ехать нужно было. Еду и думаю: "Вот это счастье!" На следующий день прихожу в школу и друзьям рассказываю: "Представляете, я вчера с Гузиком в одном троллейбусе ехал. Нет, ну вы представляете?"
Отказаться от черной "Волги"
Сегодня слово "патриотизм" уже не модное – заменю его на "преданность". Так вот, это была преданность своей команде. Меня звали почти во все команды высшей лиги: Тбилиси, Ереван, "Торпедо", ЦСКА... Валерий Лобановский (украинский и советский футболист и футбольный тренер, многолетний наставник киевского "Динамо". – Прим. Welcome2018) к себе звал, я даже дома у него был. Помню, какой-то телевизионный ведущий в Киеве на съемках все удивлялся, как же так, вас Лобановский восемь лет к себе звал, а вы – ни в какую. Тогда попасть в киевское "Динамо" было очень почетно.
Еще очень запомнилось, как меня звали в Баку. Я тогда жил в Ростове, приезжаю домой, а меня встречает начальник "Нефтчи", улыбается и говорит: "Саш, подойди к окну". Я подхожу, а внизу стоит новая черная "Волга" без номеров. Тогда "Волга" была определенным знаком: машина дорогая, на ней ездили высшие чины, космонавты, некоторым хоккеистам и футболистам их дарили. Я удивленно поворачиваюсь, а мне говорят: "Это твоя, Саш". Я быстро отвечаю, что в Баку не поеду, это точно! А он: "Саш, ничего покупать не нужно, это твоя машина, чистая". Но я все равно отказался.
Единственное, о чем жалею, что не стал олимпийским чемпионом в 1988 году, хотя и вызывался в сборную.
Где родился, там и играл
Сегодня преданность команде, к сожалению, уже редкость. Это не беда и не чья-то вина – просто другое время. Сейчас довольно много спортивных детских интернатов (раньше их по пальцам можно было пересчитать), там отличные условия, талантливого мальчишку могут запросто забрать в Москву, например. А у нас как было: родился здесь и играй за свой город. Это своеобразный футбольный патриотизм. Или демократический централизм, советская власть и жесткие правила.
Кроме того, нас набирали с 13 лет, а сейчас в футбол берут чуть ли не с шести. Не знаю, все ли выдерживают, наверняка многим к 17-ти годам футбол уже надоедает.
Когда ты – легенда
В 2012 году мне дали звание "Легенда волгоградского футбола", чего я тогда никак не ожидал. Говорю честно, не хочу, чтобы это звучало пафосно, но для меня это звание – гордость. Я правда горжусь этим. Так же, как горжусь, когда на улице меня узнают некоторые болельщики, в основном среднего возраста. Народная любовь – это здорово.
Лев Яшин "пропесочил" как следует
Для меня легенда футбола – это, конечно, Лев Иванович Яшин. Мне посчастливилось с ним лично познакомиться. В 1983 году я играл за ростовский СКА против Кубани. И во время матча мы с защитником как-то неудачно сцепились: я его рубанул, а он – меня. Ну и, естественно, нам дали красную карточку. Со всеми, кого удаляли с поля, разговаривала спортивно-техническая комиссия, куда входил Яшин – помню, он тогда уже был без ноги. Нас всех хорошенько "пропесочили", а меня прямо выделили. Я тогда ходил с довольно длинными волосами, и один "комсомольский вождь" говорит мне: "А вы военнослужащий?" Я говорю, мол, да, служу в армии. А он: "Так почему волосы такие?" И они все как накинулись на меня с нравоучениями. Так вот Яшин меня как-то отстоял, а потом вызвал в кабинет, и мы с ним по душам поговорили. Это был потрясающий человек, он обладал огромнейшим авторитетом.
Как понять футбольное счастье
Знаете, что такое футбольное счастье? Когда стадион ревет, когда ты несешься по полю и понимаешь: это победа. Я помню, как в Волгограде в 1981 году мы вышли в первую лигу, выиграли у Барнаула 3:1. Это было то самое счастье. Стадион тогда вмещал 45 тыс. человек, а пришло 47-48 тыс. Все трибуны были забиты. И вот последний гол, стадион ревет, кто-то кричит: "Побежали круг почета". Мы пробегаем, оборачиваемся, а там толпа людей, скандирует: "Рвите майки, майки рвите, на память!". А мы не можем: майки тогда были – чистая шерсть, не рвутся! Мы их все же кое-как порвали. Вот это были эмоции. Хочу, чтобы на Чемпионате мира по футболу 2018 наши болельщики испытали нечто похожее.
У нас в Волгограде футбол очень любят. Я считаю, что у нас один из лучших стадионов: он компактный, двухъярусный, акустика будет потрясающая. Могу представить, как соберутся 45 тыс. зрителей да как гаркнут – очень мощно. Вот это класс.
Александр Никитин рекомендует в Волгограде:
- Все туристы должны увидеть Мамаев курган. Вид там действительно завораживает.
- Обязательно пройдитесь по центральной набережной. Обычно гости Волгограда отсюда начинают свое знакомство с городом.
- Я бы советовал прогуляться в «Парке дружбы: Волгоград – Баку». На мой взгляд, это один из самых красивых парков нашего города.
Беседовала Наталья Лучкина
Welcome2018.com
Похожие публикации:
просмотров: 5 489
комментариев: 2
Последние комментарии